Пара слов о ситуацииК 2030 году мировой рынок телематики
достигнет объема почти в полтриллиона долларов, и на него регулярно выходят новые игроки. В прошлом году два бостонских стартапа
решили вместе развивать приложение для страховых компаний. Оно следит за тем, как водители-клиенты ведут себя на дороге. В эту тему
погружаются и российские ИТ-компании, а автопроизводители
устанавливают телематкику прямо на фабриках.
Но несмотря на рост инвестиций и развитие сегмента, продажи телематических устройств и «умных страховых» полисов составляют лишь
небольшую долю от общего объема продаваемых полисов. Общественность, да и сами страховщики, сомневаются в целесообразности телематических устройств как инструмента для оценки стоимости страховки и пропаганды безопасного вождения [по крайней мере, на текущем этапе развития таких систем и регулирования].
Есть вопросы и с точки зрения доступности телематических решений в свете ограничений на импорт чипов и их всеобщей нехватки.
Что с безопасностьюВ первую очередь в дело вступает психологический фактор. Американские ученые еще в 2019 году
доказали, что наличие «черной коробки» под капотом положительно влияет на стиль вождения. Иными словами, водители едут аккуратнее, когда знают, что за их действиями наблюдают [аналогично движению по дороге с радарами и видеокамерами]. Так, в Великобритании телематические устройства
сократили смертность молодых водителей (от 17 до 24 лет) на 25% за семь лет. Для сравнения, смертность более возрастных автолюбителей упала всего на 4% за аналогичный период.
В то же время телематика позволяет разрешить спорные ситуации. Страховые компании
могут использовать данные с датчиков, чтобы получить полную картину инцидента — оценить скорость автомобилей, как они двигались, какой стиль вождения привел к столкновению. Но здесь не все так однозначно, так как известны случаи, когда телематика, наоборот, приводила к трагедиям.