Пешеход — он и в Европе пешеход: краткая история вопроса — как у них и как у нас

История пешеходной безопасности начинается ещё в древнем Риме с регулирования хаотичного движения повозок по улицам города. Тогда на нескольких улицах ввели одностороннее движение и обязали приостанавливать перевозки в тёмное время.

В этой статье поговорим о том, как складывались отношения «водитель-пешеход» с течением времени, а также расскажем, отличаются ли они в России от тех, что установились на Западе.

 Фото  m1try  CC-BY

Фото m1try CC-BY

Как «Зебра» перестала быть только животным

Попытки выделить специальные места для перехода дороги были предприняты ещё в середине 30-х годов прошлого века в Британии. Пешеходные переходы обозначали оранжевые маячки на полосатом столбе. Их придумал тогдашний министр транспорта Лесли Исаак Хор-Белиша. Эти приспособления так и называли: «Маячки Белиши».

Считается, что первая пешеходная «Зебра» появилась 31 октября 1951 года в городе Слау, Англия. Позже подобным образом стали оформлять пешеходные переходы и в Германии. а к нам в СССР «зебра» пришла спустя почти 10 лет, в 1960-х. Само собой, это не единственный способ обозначить пешеходный переход: например, до сих пор используются в том числе и те самые «маячки Белиши», в США используют пунктир или диагональную «Зебру», иногда можно встретить переход, закрашенный белым цветом.

Разные переходы, разное отношение

Отношения водитель-пешеход являются одними из самых сложных в правилах дорожного движения нашей страны. Чего стоит только разбор прав и обязанностей, кто прав, а кто виноват в случае дорожного происшествия (об этом мы, кстати, уже писали здесь).

Кстати, ещё в 1997 году специалисты рассчитали, что, если бы все участники дорожного движения безукоризненно соблюдали ПДД, то количество погибших в результате ДТП уменьшилось почти вдвое. В эту статистику входят не только нарушители-автомобилисты, но и пешеходы, которые игнорируют тот факт, что они тоже являются участниками дорожного движения.

Не так давно блогер Илья Варламов также обратил внимание на ситуацию с пешеходами, в частности, в Москве.

Так, он сетует на то, что в Москве убирают «зебры», загоняя горожан в подземные переходы. Но часть москвичей продолжает переходить дорогу там, где им «короче», то есть на месте убранного перехода, а часть просто физически не может спускаться под землю, а потом подниматься обратно.

Это, по мнению Варламова, провоцирует пешеходов на нарушения. При этом он делает акцент на то, что широкополосные шоссе и магистрали, само собой, не нужно прерывать «зеброй», но всё, что находится в самом городе, должно делаться в первую очередь для пешехода, как в Европе.

Некоторые европейские страны действительно «созданы не для автомобилистов». Уютный Амстердам спроектирован так, что на его улицах себя комфортно чувствуют пешеходы и велосипедисты (для последних есть удобная сеть велодорожек и отдельные светофоры), а вот водить машину в этом городе не так комфортно — практически везде у автомобиля нет никаких преимуществ, да и проезжие части не такие широкие.

Из-за этих транспортных особенностей в Амстердаме почти невозможно встретить «зебру» — дорогу можно перейти в любом месте.

В противовес можно привести США, где нарушение правил перехода улицы карается значительными штрафами (около 250 долларов). Здесь поведение пешехода на дороге начали регулировать ещё в начале прошлого века, например, вводили в школах специальные уроки по безопасности передвижения по улицам и т.д.

Но вот что интересно: при такой заботе о пешеходах, правительства европейских стран не забывают напоминать им об их обязанностях. Иными словами, нарушение ПДД пешеходом в Европе гораздо чаще делает его виновником ДТП, чем в России, где всё ещё жива философия «пешеход всегда прав». Кстати, в этой статье издания «Колёса» очень подробно сравнивается ситуация с оформлением пешеходных переходов в разных странах.

Не важно, какая страна

А вот что действительно важно, так это обоюдная ответственность. Поэтому водителям стоит строго контролировать скорость движения, особенно внутри населённого пункта, а пешеходу — переходить дорогу там, где это разрешено правилами (пусть для этого и придется пройти лишние 100 метров до пешеходного перехода). Соблюдайте правила, будьте внимательны и уважайте друг друга!


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: