«Все не так просто»: Tesla не изменит рынок страхования

В начале этого года я заметил разговоры о том, что Tesla может видоизменить весь страховой рынок своим новым предложением. Набравшись терпения, я дождался реакции американского страхового сообщества. Получилась следующая история.

«Пожизненный» пакет

Суть предложения Tesla заключается в том, что покупатель электрокара сможет оплатить единовременно как стоимость самого автомобиля, так и все плановые расходы на техническое обслуживание и страховку. По заявлениям компании, этот шаг позволит добиться максимальной прозрачности в вопросе потенциальных затрат на владение автомобилем Tesla.

Согласно комментарию одного из топ-менеджеров, Tesla уже во всю продает такой пакет услуг в азиатском регионе. Один из основный факторов, который позволяет снизить цену ТО и страховки — встроенные «автопилот», который показывает хорошие статистические результаты по аварийности и общей аккуратности вождения.

За «автопилот» уже зацепился ряд страховщиков, предложив скидки за «умное ПО»

Пример такого кейса — сотрудничество сервиса каршеринга Tesloop и страховой компании Farmers Insurance (для справки — данная СК обладает штатом в 22 тысячи сотрудников и сотрудничает с более чем 50 тысячами страховых агентов). В данном случае скидка на страховку составляет более 25%.

Данные об эффективности «автопилота» поступают не только от Tesla, но и от Национального управления безопасностью движения на трассах США. Последние говорят о том, что ввод в эксплуатацию данного ПО снизил аварийность автомобилей Tesla на 40%.

Весь «сыр-бор» вокруг истории с автономным управлением автомобилем разгорелся уже достаточно давно, когда начали появляться первые аналитические отчеты по теме. Например, KPMG заявили о потенциальном сокращении страхового рынка на 60% в связи с выходом все большего числа автомобилей с «умным ПО».

Ответный «удар»

В самом начале лета я заметил что-то вроде «ответной» реакции, которую можно без проблем отнести к простому совпадению. Американская автомобильная ассоциация США («triple A», AAA) заявила о том, что владельцы электрокаров Tesla должны платить за страховку больше на целых 30%.

Такой вывод был сделан на основе внутреннего анализа, проведенного этой организацией, объединяющей более 1000 автомобильных клубов и около 34 миллионов участников, и данных Института статистики дорожных происшествий (Highway Loss Data Institute, HLDI).

Компания Tesla выразила свое недоумение относительно такой оценки

И посчитала необходимым напомнить, что ее продукцию нельзя ставить в один ряд с Volvo XC70 и Audi A6, и указала на некоторые неточности в анализе статистических данных. Эксперты Tesla уверены в том, что HLDI сравнивают электрокар не с теми конкурентами.

AAA заявляют, что результаты их собственного расследования подтвердили State Farm и Geico — крупнейшие страховые компании. HLDI, в свою очередь, говорят о том, что на сегмент люксовых автомобилей приходится в среднем на 13% больше страховых обращений, а владельцы Tesla Model S заявляют о наступлении страхового события на 46% чаще средних показателей по сегменту. Эксперты дополнительно подчеркивают тот факт, что ремонт электрокара обходится вдвое дороже по сравнению с другими марками в классе.

Это все у них, а что у нас

Скандалы, интриги, расследования — на западе. Казалось бы, такие «телодвижения» должны каким-то образом влиять на весь страховой рынок и затрагивать в том числе и наш сегмент. Краткий ответ: конечно, нет. Поясню и постараюсь дать свою оценку текущей проблематики, с которой приходится сталкиваться в данный момент на российском рынке.

а) характерная тарифная политика

Если мы говорим о международном опыте, то процесс формирования тарифа на ту или иную марку и модель транспортного средства выглядит следующим образом. Страховые компании (СК) оценивают огромное количество критериев и статистических данных: от изменения стоимости запасных частей и количества официальных дилеров до их ценовой политики (завышают или занижают цену) и уровня аварийности по тому или иному классу транспортных средств.

Что происходит, если таких данный нет, а ТС только выходит на рынок. Приведу примеры ситуации, в которых попали очень многие владельцы Discovery Sport и Range Rover Evoque.

Выход последнего в конце 2011 - начале 2012 года позволил СК сформировать пул лояльных клиентов за счет привлекательной тарифной политики: цены на КАСКО держались в рамках 60-80 тысяч рублей на протяжении более чем полутора лет. Казалось бы, за это время должна была накопиться статистика по аварийности данной модели и приниматься во внимание стаж безаварийной езды владельцев ТС.

Этого не произошло. Мы увидели рост до 180 тысяч рублей (а где то и вовсе установление «заградительных тарифов» на КАСКО для данной модели, а многолетний стаж вождения без ДТП и обращений в СК фактически игнорировался

Аналогичным образом сложилась ситуация и с Discovery Sport, который «заменил» Freelander. Однако на автовладельцах это отразилось в виде кардинального роста тарифов.

Здесь нужно понимать, что в момент выхода на рынок какой-либо статистики по Discovery Sport просто не могло быть, а страховые компании начали поиск оптимальной цены с «потолка» и не сдвинулись ни на один шаг назад.

Таким образом, комфортные и привлекательные условия, к которым привыкли владельцы Freelander, были изменены. Те, кто решил «пересесть» на Discovery Sport начали платить за КАСКО от 150 тысяч рублей. В настоящее время тарифы немного снизили, но об уровне тарифов для LR Freelander пока нельзя говорить.

б) отсутствие гибкого подхода к технологическим новинкам вроде Tesla

Если вернуться к Tesla, то эта марка принадлежит к люксовому сегменту. Люди, которые покупают подобные ТС получают предложения по страхованию уже в момент заключения договора купли-продажи у дилера. Есть и другие ситуации, когда ТС поступает не из РФ. Здесь все просто. Подобные задачи по страхованию ТС вроде Tesla решает одно из VIP-подразделений внутри СК.

Какого-либо запрета или негласного отказа от страхования Tesla нет — это миф

Важный момент: куратор того или иного подразделения СК всегда понимает, что страхование подобных ТС (стоимостью порядка 5-6-7 миллионов рублей и выше) потребует дополнительного анализа портфеля и эффективности работы агента, который приводит такого клиента в СК.

Руководство подразделения СК не всегда готово взять на себя риски, связанные с дорогостоящим объектом (в данном случае мы говорим об угоне и тотальной гибели ТС), и тратить время на их диверсификацию уже внутри СК.

В итоге: страхование таких ТС как Tesla будет производится по достаточно высоким тарифам — 10% (и более) от стоимости ТС. В данном случае — 700 тысяч за КАСКО, если мы берем в качестве отправной точки стоимость ТС в 7 миллионов рублей.

в) отношение к «телематике» на уровне хобби

Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что телематические устройства пока не нашли свою аудиторию. Согласно некоторым данным, в 2015 было продано на более 50 тысяч «умных» полисов, что приближается к 1% от числа всех полисов КАСКО. Текущая аудитория — это автолюбители в возрасте от 24-29 лет, которые не обладают существенным стажем вождения и не могут рассчитывать на большие скидки и выгодные тарифы.

За время работы в сфере страхования я выслушал множество громких заявлений от представителей СК на тему телематики. Кто-то даже доходил до того, что планировал отказывать клиентам в оформлении полиса без телематических устройств «на борту».

На практике весь шум вокруг этой истории затихал всего через пару недель после начала обсуждения, а представители страховщика (их штатные сотрудники и агенты) переставали верить в подобную идею и прекращали продвигать ее. В итоге СК очень быстро теряла интерес и находила альтернативные способы удержания клиентского портфеля.

P.S. Если говорить об «автопилоте», то здесь все еще сложнее в силу юридических тонкостей. Будем разбираться с этим по мере появления первых намеков на законодательную базу по этой теме.