Какие сервисы для автомобильной индустрии создают российские стартапы

По данным аналитической компании Oliver Wyman, стартапы в сфере автомобильной индустрии в период с 2011 по июнь 2017 года в общей сложности привлекли около $50 млрд.

Инвестиции отражают важную тенденцию на рынке: индустрия претерпевает трансформацию. Усложняется как устройство самого автомобиля, так и структура окружающей его экосистемы. Направление развития технологий показывает, что цифровые инновации будут доминировать в автомобильной индустрии. Мобильные сервисы связывают с повседневным использованием автомобиля все новые сферы. Во многом роль поставщика инновационных услуг берут на себя стартапы.

В своем анализе автомобильных стартапов Сарвант Сингх (Sarwant Singh) отмечает их географическую специализацию на различных функциях. Например, в Израиле особое внимание уделяется кибер-безопасности, искусственному интеллекту, альтернативным видам топлива. Все это объясняется либо спросом на местном рынке, либо национальными программами, которые подталкивают предпринимателей к тем или иным сферам. В случае с Израилем таковой выступает инициатива по сокращению потребления нефти до 60% к 2025 году.

Мы решили определить, существует ли определенная специализация у стартапов в автомобильной сфере, ориентированных на рынок России и СНГ, и стартапам каких категорий удается лучше закрепиться в своей нише.

/ фото Mike CC

/ фото Mike CC

Как мы выбирали стартапы

В выборку попали компании и сервисы, заявившие о себе в рубрике «Стартапы» на vc.ru. За более чем три года этой возможностью воспользовалось достаточное число предпринимателей, чтобы можно было выделить основные категории и тренды. Кроме того, это крупнейшая в российском сегменте интернета площадка о стартапах, и реакция сообщества, которая выражается в комментариях и, с недавнего времени, в голосовании, позволяет составить впечатление о потребности аудитории.

В выборке мы не учитывали сервисы такси и каршеринга. Эти компании формируют свой самостоятельный рынок. Если вернуться к данным Oliver Wyman, с 2011 года только один Uber привлек свыше $10 млрд, а на российском рынке и вовсе объединился с одной из крупнейших технологических компаний.

Какие категории стартапов мы выделили

Начиная с марта 2014 года и до сентября 2017 года, в «Стартапах» выступил 41 предприниматель, представлявший сервисы для автомобильной сферы.

С точки зрения решаемых проблем стартапы можно разделить на 4 большие категории:

1. Сервисы для подбора и покупки (продажи) автомобиля

2. Сервисы для технической и сервисной эксплуатации

3. Сервисы, помогающие экономить в эксплуатации

4. Социальные сервисы

Самой крупной группой стартапов стала ожидаемо вторая категория. Свои решения в эксплуатации автомобиля предложили 51% компаний.

За ней следует первая категория с 29% исследуемых стартапов. Третья и четвертая категории делят по 10% оставшихся сервисов.

Какие стартапы продолжают работать

Попавшие в поле нашего зрения сервисы заявляли о себе в «Стартапах» в разные периоды. Кто-то из них выступал в момент зарождения рубрики, а кто-то рассказал о себе несколько недель назад. Тем не менее, рассмотрим средний уровень «живучести» внутри каждой категории. Для его определения будем использовать информацию, находящуюся в общем доступе — состояние сайта и аккаунтов в социальных сетях, — поскольку большая часть представленных стартапов работает именно с интернет-пользователями.

На сегодняшний день почти у 35% сервисов недоступны сайты или приложения. Больше половины таких стартапов находится во второй категории. Наибольшая доля сервисов с неработающими сайтами и недоступными приложениями в рамках одной категории приходится на социальные стартапы.

Аккаунты в социальных сетях не обновляются более чем полгода приблизительно у 20% компаний с функционирующими сайтами. Это также косвенно может свидетельствовать о прекращении работы сервиса. Таким образом, до сегодняшнего дня свою работоспособность по внешним признакам сохранили менее 60% стартапов, появлявшиеся в разное время в рубрике.

Анализируя те стартапы, что однозначно не смогли пройти проверку временем, мы пришли к выводу, что какой-то четко прослеживаемой закономерности между ними нет, то есть «гиблой ниши» в этой сфере, на первый взгляд, не существует. Например, один портал продажи подержанных автомобилей продолжает свою работу (презентовался в марте 2017 года), а другой уже не функционирует (презентовался в августе 2015 года). Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте поиска автомобильных сервисов.

Однако, сразу 3 стартапа, специализирующиеся на услугах автопомощи на дорогах, не смогли «дожить» до сегодняшнего дня. Как рассказывал в 2016 году основатель стартапа «Все эвакуаторы России», сфера автомобильного сервиса в России не была достаточно технологизирована на момент запуска его компании, и за 4 года при условии сотрудничества с ФРИИ и государственными структурами ей так и не удалось выйти в прибыль.

Еще два сегмента с не самыми лучшими результатами — это юридическая помощь, в том числе в общении со страховыми компаниями, и социальные сервисы, основной задачей которых выступало общение автомобилистов.

Относительную «живучесть» продемонстрировали приложения, которые взаимодействуют с внешними датчиками. Работу продолжили стартапы, которые помогают экономить на страховых взносах за счет учета манеры езды.

Хорошие результаты показывают сервисы для проверки истории автомобилей — они занимают более 40% стартапов в первой категории, и все, за исключением одного, продолжают работать по сей день с момента презентации. Возможно, это связано с ростом спроса на вторичном автомобильном рынке в России, с отсутствием порталов-лидеров по подбору авто, в отличие от сферы продажи подержанных автомобилей, а также участившимися случаями мошенничества при покупке бывших в употреблении машин.

Что касается пользовательских предпочтений, с момента введения возможности голосования в 2016 году — «взлетит или не взлетит» тот или иной стартап — в 60% случаев читатели vc посчитали, что у автомобильных сервисов есть будущее. С наименьшим энтузиазмом были оценены перспективы различных агрегаторов и сервис уведомлений об эвакуации автомобилей. Лучше всего были приняты службы проверки автомобилей перед покупкой. Сайты и приложения всех оцененных пользователями с 2016 года стартапов продолжают работать до сегодняшнего дня.