Автосимуляторы: тонкая грань между образованием и развлечением

Для того, чтобы экономить на ОСАГО и КАСКО, важно не только выбирать подходящие условия страхования, но и оттачивать собственные навыки вождения. Не создавать аварийных ситуаций на дороге помогает езда с инструктором и внимательное изучение ПДД — однако в некоторых случаях попрактиковаться оказывается сложно, а изучать теорию по книжкам — тяжело и неинтересно.

На помощь приходят игры — а точнее геймификация в образовании. Сегодня расскажем о том, как этот прием и связанные с ним технологии помогают улучшить навыки вождения автолюбителям самых разных «уровней» — от новичков в автошколах до профессиональных гоночных пилотов.

 Фото danieleloreto CC-BY

 Фото danieleloreto CC-BY

Игры: обучение, развлечение и реальная жизнь

Благодаря интерактивности и вовлечению видеоигры обладают большим образовательным потенциалом: играя, мы не пассивно потребляем информацию, а активно участвуем в процессе. Благодаря этому мы лучше запоминаем материал, видим и понимаем свой прогресс, более мотивированы на участие.

Игры захватывают внимание, потому что в них что-то происходит без нашего участия, но от нас зависит, как мы будем на эти события реагировать. Игры отвечают на наши действия в реальном времени, оценивая то, как мы справляемся с игровыми задачами. Игры валидируют наши навыки, позволяют нам соревноваться друг с другом (или с более метафорической цифрой «лучший результат») и являются постоянным источником новых открытий.

Практически все наши бытовые занятия так или иначе геймифицированы — фитнес-приложения выдают нам «ачивки», если мы пройдем больше 10 тысяч шагов, сайты для бронирования отелей повышают наш уровень, когда мы бронируем больше, и так далее.

Геймификация помогает нам стать лучше и упрощает жизнь. Игровые технологии можно использовать для тренировки и оттачивания реальных навыков.

Фото danieleloreto CC-BY

Фото danieleloreto CC-BY

Так работают симуляторы для водителей (учебные, профессиональные или, допустим, военные).

Практически та же технология становится основой и для игр из индустрии развлечений — вождение это одна из фундаментальных составляющих геймплея (наравне с ходьбой, изучением предметов, стрельбой и рукопашным боем).

При этом, пристрелявшись в игре, мы вряд ли научимся пользоваться реальной винтовкой. А вот автосимуляторы могут сформировать или улучшить водительские привычки в реальном мире.

Учебные симуляторы вождения

Классический пример — симуляторы вождения, которые используются в автошколах. Обычно это трехмерные и довольно реалистичные самоучители.

Они помогают начинающим водителям отработать базовые навыки управления автомобилям в разных дорожных условиях: в пробках, при плохой погоде, в темное время и так далее. Их основная задача — помочь водителю победить страх, приобрести базовые реакции на дорожные ситуации и отработать на практике выученные в теории правила дорожного движения.

В простейшем виде это флэш-игры. В продвинутом — настоящие тренажеры с рулем и педалями, например, отечественная разработка Forward или западная Virtual Driver Interactive. Самые продвинутые симуляторы — это полноценные реплики автомобилей с видеомониторами, которые дают обзор в 360 градусов. Пример такого симулятора — National Advanced Driving Simulator.

В целом таких проектов довольно много, и все они мало чем отличаются друг от друга. Их главная функция — дать ученику возможность привыкнуть к рулю, научиться не бояться принимать решения, не чувствовать себя в постоянном напряжении.

Они помогают понять, как надо реагировать на внештатные ситуации — например, можно раз за разом врезаться в дерево на мокрой дороге до тех пор, пока ученик не научиться выкручивать руль так, чтобы избежать крушения.

Кроме симуляторов-тренажеров (больших, тяжелых, дорогих и сложных в установке) есть модели попроще — они состоят из программы-симулятора, широкоформатного монитора и набора руля и педалей. Такую систему можно поставить дома или в школе.

Идея использовать виртуальные симуляции для оттачивания навыков вождения во многом сформировалась на фоне успешного опыта работы с такими тренажерами в армии и флоте.

Для обучения пилотов самолетов, капитанов морских судов и операторов боеголовок не так затратно и опасно использовать именно симуляции, которые максимально подробно воспроизводят реальные ситуации. Они позволяют отрабатывать сценарии реагирования и, главное, терпеть неудачу, которая не влечет за собой катастрофических последствий.

Кроме того, учебные симуляции учат «выходить за рамки», мыслить креативно и пробовать новое, не рискуя жизнью и техникой. Например, пилот может научиться выполнять фигуры, которые он не решился бы сразу попробовать в реальности.  

Следующий уровень — симуляторы, которые позволяют отточить навыки профессиональным водителям.

Профессиональные симуляторы вождения

Существуют и более продвинутые симуляторы для профессиональных водителей — не тех, кто хочет «как в NASCAR», а реально готовится участвовать в NASCAR.

Например, они позволяют гонщикам следить за своим прогрессом, оценивать и сравнивать результаты тренировок.

Особенностью профессиональных симуляторов является наличие встроенных функций «тренера» — алгоритмов, которые хранят и систематизируют показатели водителя.

Кроме того, они очень тонко кастомизируются — симуляция настраивается таким образом, чтобы виртуальный автомобиль полностью повторял физические и технологические качества реального автомобиля, на котором выступает гонщик.

Фото danieleloreto CC-BY

Фото danieleloreto CC-BY

Такие симуляции создаются с большим вниманием к деталям — отдаче педали тормоза, кастомизации колонки рулевого управления и многим другим важным для профессионального гонщика вещам.

Игровые симуляторы вождения

Первые учебные и исследовательские симуляторы вождения начали появляться ещё в 60-х годах 20 века. Например, исследовательский центр Toyota (Higashi-Fuji Technical Center) был создан в 1966 году. Его основной задачей было изучение водительского поведения. На основе данных этих исследований автомобильные инженеры учились проектировать более безопасные и удобные машины.  

Развлечением автосимуляторы стали позднее — в 1982 году вышла одна из первых классических аркадных игр Pole Position. Её издателем была известная компания, занимавшаяся гонками на заре игровой индустрии — Atari. Главной фишкой игры была правдоподобность — Atari продавала максимально приближенную к реальности возможность почувствовать себя водителем Формулы 1.

После этого вышло продолжение — Pole Position II, а также много похожих игр от других студий. Разработчики экспериментировали с технологиями — добавляли отдачу контроллера, стремились приблизить физику пиксельных автомобилей к реальной.

В 1997 году вышла Gran Turismo, до сих пор считающаяся одним из самых реалистичных гоночных симуляторов в истории — кроме физики вождения там нужно было, например, сдавать экзамен по вождению, чтобы получить права, и так далее.

Фото danieleloreto CC-BY

Фото danieleloreto CC-BY

С развитием графических технологий гоночные симуляторы становились всё реалистичнее. Но параллельно набирало популярность противоположное направление — игры, которые базировались на той же механике (вождение автомобиля) и даже старались сделать физику вождения как можно более правдоподобной, но ставили игроку противоположную цель.

Не водить как можно профессиональнее, не беречь автомобиль, не строить карьеру в гоночном спорте, а разбивать, крушить, врезаться. Например, Crashday от той же Atari, Carmageddon от Stainless Games и ещё несколько десятков тайтлов — они развлекали, позволяли тюнинговать, а потом разбивать машины в хлам.

В популярной серии GTA основной механикой (изначально) была кража автомобилей и сумасшедшая езда. С развитием серии в играх появилось больше игровых механик, но вождение осталось если не основным, но важным развлечением.

Игровые автосимуляторы позволяют игроку не только попробовать себя в роли профессионального гонщика. Они дают ему возможность вести себя на дороге так, как он никогда не стал бы вести себя в реальности — разгоняться, проезжать под фурами, врезаться в другие машины, в общем, «отрываться по полной». Однако исследований, которые бы однозначно утверждали, что игроки в GTA или Need For Speed лучше или хуже водят автомобиль в реальности, пока нет.

Выводы

Учебные симуляторы позволяют отточить навык вождения, научиться реагировать на внештатные ситуации и «привыкнуть к рулю» — без реального риска для себя и автомобиля.

Игровые симуляторы вождения, хоть и преследуют абсолютно иные, развлекательные, цели, на самом деле руководствуются похожим принципом — они стремятся к реалистичности и позволяют юзеру побывать в рискованных ситуациях.

Профессиональные симуляторы (военные, авиационные, гоночные) позволяют прокачивать навыки и учиться действовать как в штатных, так и в нештатных ситуациях. Они оказываются особенно полезны, когда тренироваться «в естественных условиях» нельзя из-за дороговизны или потенциальной опасности такого испытания.

У игровых симуляций вождения очень много общего с учебными симуляторами — и наоборот. Автосимуляторы, по сути, являются одним из очень эффективных примеров геймификации образования — и хорошей иллюстрацией того, как технологии «развлечений» выполняют полезные образовательные функции. Иными словами, вместо того, чтобы «сбрасывать адреналин» на дороге, гораздо лучше использовать подходящий симулятор — учебный или игровой.