«Неправильное автострахование»: как не попасться в лапы к мошенникам

Любители наживаться за счёт незнания, неопытности или невнимательности других людей есть, пожалуй, во всех сферах рынка товаров и услуг, и страхование здесь — не исключение.

О том, как не попасться на крючок к особо хитрым и предприимчивым злоумышленникам, какие способы обмана они используют и как их распознать — расскажем далее.

  Фото  David Goehring  CC BY

Фото David Goehring CC BY

«Помощники» в борьбе за правду

Весьма распространённый способ обмана автовладельцев — это работа под видом автоюриста (именно «под видом», так как квалифицированные юристы могут и умеют грамотно отстаивать правоту клиента страховой в суде — до которого ситуацию, правда, можно не доводить). Другое дело — большое количество компаний и «специалистов», которые готовы «обрабатывать» страхователя уже на выходе из офиса СК.

Такие автоюристы играют на эмоциях: пугают страхователя тем, что выплат он никогда не получит, даже если попытается наладить со страховой диалог, и предлагают ему определённую сумму за договор цессии (который передаёт юристу право требовать возмещения), а взамен обещают очень большую компенсацию.

В результате после наступления страхового случая страхователь как минимум зарабатывает «негативную карму» — информация о том, что данный клиент предпочитает урегулировать взаимоотношения с СК через суд, может негативно сказаться на возможности заключения договора страхования в будущем. Компания, не желающая иметь дело с «проблемным» клиентом, просто выставляет ему заградительный тариф.

В худшем случае в работу под видом «автоюриста» вступают настоящие мошенники, которые могут фальсифицировать повреждения, а иногда даже и сам факт страхового случая. Подробно такую схему недавно расписывала «Комсомолка».

Комментирует страховой эксперт Insurance Team Михаил Михеев:

Неподготовленному клиенту страховой компании крайне трудно распознать в лице «сопереживающего» гражданина мошенника. Пытаясь завоевать доверие, мошенники используют те же самые слова и аргументы, что и сотрудники страховой.
Самый простой способ не попасться — доверять профессиональным игрокам страхового рынка (брокерам и агентам). Если их нет в вашем окружении, советуйтесь со знакомыми, чьему мнению можно доверять. Настоящий профессионал постарается сделать всё возможное, чтобы не заключать сделки с ненадежными страховыми компаниями, либо, как минимум, объяснит нюансы того или иного договора страхования.
В моей практике даже опытные сотрудники страховых компаний слишком узко специализированы, чтобы дать детальную информацию по любому вопросу. А когда дело доходит до урегулирования спорного случая предпочитают принимать сторону работодателя, что далеко не всегда верно.

Причём есть и более продвинутая схема, которая бьёт по бюджету страховых компаний — мошенники фальсифицируют ДТП, ставя на автомобиль старые разбитые запчасти вместо новых. Например, вешают помятый бампер, разбитое стекло и т.д., после чего вызывают ГИБДД и оформляют аварию.

В качестве защиты от такого вида мошенничества государство разработало новые правила страхования, которые исключают подобного рода «посредников», так как теперь действует приоритет натуральной компенсации (об этом мы рассказывали здесь). Президент РСА Игорь Юргенс на одной из конференций подробно объяснил, каким образом натуральная компенсация поможет уменьшить количество мошеннических действий в страховании.

Кстати, на этой же конференции упомянули сайты, которые предлагают купить полис ОСАГО с 50% скидкой — скорее всего, они предлагают подделки. То есть клиенту предложат предоставить неверные персональные данные, либо сам полис оказывается оформлен на несуществующую или недавно закрывшуюся СК. В этой ситуации следует понимать, что полис ОСАГО просто не может стоить 500 рублей, так как у него есть базовая стоимость с заложенным в неё коэффициентом бонус-малус, стажем вождения, возрастом водителя и т.д.

Уверен, что господин Юргенс прекрасно понимает страховой рынок. Однако, к сожалению, «нереальными» скидками на полисы ОСАГО не так давно грешили не только мошенники, но и некоторые страховые компании. Например, компания могла предложить оформление скидки по ОСАГО с присвоением выдуманного КБМ (50%) только для того, чтобы заполучить клиента. При этом неважно было, каков стаж у водителя, какие параметры у авто и т.д.
А когда всё-таки заработала база РСА в едином электронном варианте, скидки стали обнуляться. Это — далеко не единственный случай подобных выдуманных скидок, которые влекут за собой недобор страховых премий со всеми вытекающими последствиями. Зачем бороться со страховым мошенничеством на стороне? Нужно изначально не допускать его, минимизируя риски.
— Михаил Михеев

В интернете тоже надо быть начеку

Не так давно появилась возможность оформления электронного полиса, или е-ОСАГО — это очень удобно в эпоху гаджетов и развития цифровых технологий, особенно для водителей молодого поколения. Тем не менее мошенники практически сразу поняли, как можно заработать и в этом сегменте.

Схема очень проста: компании-посредники предлагающие услуги по оформлению е-ОСАГО, специально подают в страховые неверные данные, чтобы занизить стоимость полиса. По данным РБК, доля таких сделок составляет 5-10% от всего сегмента е-ОСАГО (то есть 250 — 500 тысяч штук). При этом пока ЦБ не выработал никаких ответных мер, кроме предупреждения автовладельцев об опасности работы с такими посредниками.

Сам процесс подделки е-ОСАГО тоже сложностью не отличается: сначала злоумышленники массово скупают электронные полисы на самые дешёвые с точки зрения страхования машины в регионах с самыми низкими коэффициентами. Затем продают их по более высокой цене, изменяя в полисе данные водителя, регион и т.д.

Разницу от продажи мошенники забирают себе, а правда о том, что данные полиса не соответствуют действительности, всплывает не сразу, так как сотрудники ГИБДД проверяют наличие страховки и её срок действия, а не подлинность данных, а у РСА пока нет возможности автоматически сверять данные в полисе с базой ГИБДД. Казалось бы, хороший незаконный способ сэкономить, но проблемы у владельцев такой страховки возникают на этапе обращения в СК после ДТП, где подделку сразу же распознают.

В сегменте е-ОСАГО стоит обращаться только к проверенным и сертифицированным страховым компаниям, чтобы избежать подобной ситуации.

Вот еще один пример мошенничества, связанного с полисами ОСАГО: у страховой компании есть договор с генеральным партнером (генеральный агент), который в свою очередь — официально или нет — заключает сделки со посредниками, к примеру, с неким агентом Ивановым, которому на руки готовы выдать от 10 до 50 бланков ОСАГО (оригиналы).
При этом агент понимает, что эти бланки —лишь капля в море от того количества БСО, которое он может получить от генерального агента. Далее агент, получивший доступ к внутреннему порталу страховой компании, может заводить документы в систему для оформления полиса ОСАГО. Ему достаточно вводить номера бланков ОСАГО, числящие за генеральным партнером, и продавать, по сути, воздух — и за это в интернете, особенно в регионах, клиенты готовы платить деньги, оплачивая полис частным переводом онлайн.
Агент обещает отправить оформленный бланк по почте. В итоге, номер бланка присваивался корректный, деньги получает некий агент, а до страховой ни документация, ни денежные средства так и не доходят. Последствия возникают в первую очередь для генерального агента, он несет за данные договоры ответственность, и спрашивать будут именно с него.
К сожалению, такие проблемы при продаже полисов все еще существуют. Решение — доверять только проверенным агентам, долго работающим на страховом рынке, узнавать, кого рекомендуют друзья и знакомые, так как страховую компанию часто не интересует, с кем конкретно заключает договоры генеральный партнер.
— Михаил Михеев

Что делать, чтобы не быть обманутым

Вывод из нашего материала — чтобы не попасться на крючок, надо быть начеку. К сожалению, на каждый новый способ борьбы с мошенниками они придумывают более изощрённые методы обмана, поэтому надеяться можно только на себя.

Что делать:

  1. Внимательно следить за оформлением всех бумаг (и во время оформления полиса, и во время наступления страхового события);
  2. Не пользоваться услугами сомнительных посредников, проверять репутацию агентов и брокеров, с которыми вы собираетесь работать — в том числе и через друзей и знакомых;
  3. Не пытаться сэкономить на покупке полиса сомнительными методами: если стоимость документа ниже базовой — это плохой сигнал;
  4. Обращаться только к сертифицированным и проверенным страховым компаниям.

Оставайтесь начеку и не давайте себя обмануть!


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу:

Другая полезная информация: