Авария как рудимент: Безопасность дорог в ближайшем будущем

Согласно исследованию американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA), почти 95% аварий происходят по вине человека. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что аварии ежегодно уносят более миллиона жизней – это сравнимо с войной. Сегодня мы посмотрим на технологии, призванные сделать эти цифры историей

На дорогах Австралии и Северной Америки встречается знак, который гласит: «Drowsy Drivers Die», или «Усталые водители умирают». Добавим, что умирают они часто не в одиночестве. Усталость и невнимательность – свойства человеческой природы. Организм способен управлять сложной техникой на высокой скорости, но иногда допускает трагические ошибки.

Подсказки на лобовом стекле

Дизайн машин меняется в мелочах, но вид с места водителя остается тот же, что 80 лет назад. Прямо – лобовое стекло, чуть под ним – приборная панель, на которую нужно периодически глядеть, что мешает концентрации.  

Производители машин робко экспериментируют с выносом некоторых данных с приборной панели, но в Toyota смотрят дальше. Запатентованная технология проецирует положение края вашей машины относительно полосы движения прямо на стекло. Картинка меняется в реальном времени в зависимости от того, как вы водите. На скорости система переместит изображение дальше и выше, чтобы водитель смотрел прямо.  

Воображаемые линии – не все, на что способна дополненная реальность. Возможно ли выделить красным потенциально опасный объект – другую машину, внезапного пешехода или кота, собравшегося перебежать дорогу (или проецировать маршрут прямо на стекло)? Данных об исследованиях нет, но дело идет к тому, чтобы каждый водитель стал немного Терминатором.

Забота о здоровье водителя

Сложно представить ситуацию опаснее, чем отключиться за рулем. В 2011 году в Ford разработали систему для диагностики сердечного приступа у водителя. Сигнал с камеры и сенсоров на руле и в сидении передавал управление автопилоту, который оперативно парковался. Но технологии не стоят на месте, и компания прикрыла проект. Датчики в сидении устарели до выхода в свет – теперь Ford ставит на небольшие носимые гаджеты.  

«Так как потребители приобретают умные часы, очки и фитнес-браслеты, мы надеемся создать приложения, которые будут работать с этими устройствами, чтобы улучшить функциональность салона и внимательность водителей», – заявил менеджер отдела дизайна и инфотроники Ford Гэри Струмоло. Незачем оснащать машину дорогими сенсорами, с работой которых справится и браслет за пару сотен долларов.  

В России, как и на Западе, немало страховщиков заинтересованы в долгосрочном и качественном сборе информации (в том числе и от носимых гаджетов) и анализе своего страхового портфеля по всем видам страхования. Но все эти нововведения едва ли смогут «принудить» страховые компании к уменьшению стоимости, к примеру, КАСКО для водителей с хорошим состоянием здоровья – слишком много критериев придется учитывать страховой для того, чтобы сформировать достоверную «карту здоровья» автовладельца, с наименьшей (или наоборот, наибольшей) вероятностью попадающего в ДТП.  

Кроме того, какими бы умными ни были дополнительные гаджеты, они не нажмут на педаль в критический момент. Главное направление инноваций в вождении – активная безопасность, или системы избежания столкновений.

Сделать аварии историей

Круиз-контроль, системы удержания полосы движения и автоматической парковки уже знакомы водителям. Но это первые шаги к полной безопасности дорожного движения. Двадцать крупнейших автопроизводителей обязались снабжать все новые машины системами автоматического экстренного торможения к 2022 году. Множество современных моделей уже оснащены этой функцией, но она далека от совершенства.

Вы испытываете чувство безопасности при словах «автоматическое торможение»? Напрасно. Американская автомобильная ассоциация выяснила: две трети водителей считают, что все системы автоматического торможения работают одинаково. В реальности, одни помощники избегают столкновения, а другие – уменьшают повреждения. Разница может стоить жизни. Полностью автоматическое торможение – все еще дело будущего, поэтому держите руку на руле, а ногу – на педали тормоза.

Не верят в идеально работающее автоматическое торможение (и другие технические «навороты», призванные повысить безопасность) и отечественные страховщики: в настоящее время эти системы не учитываются при расчете стоимости договора страхования. Гораздо важнее в этом случае оказывается практика аварий, их причины, средний возраст водителей, марка авто и т. д.  

Скидки владельцам автомобилей с дополнительными системами безопасности – скорее исключение, нежели правило на страховом рынке. Более того, любое новшество может рассматриваться страховым сообществом двояко: к примеру, наличие у автомобиля 8 камер кругового обзора теоретически может как снизить вероятность столкновения (при небольшой скорости), так и увеличить – отвлекая внимание водителя на сторонние мониторы и работу электроники. Поэтому рассчитывать на гарантированные привилегии со стороны страховых в этом случае не приходится.

Автомобильная сеть

Машины все больше походят на компьютеры. Как заставить компьютеры работать лучше? Правильно – объединить в сеть.  

По данным уже знакомой нам NHTSA, технология vehicle-to-vehicle communication (V2V, коммуникация машина-машина) способна предотвратить без малого 600 тыс. аварий в США каждый год. Существующие технологии избежания столкновений работают в поле зрения радара. Технология V2V состоит в том, что автомобили транслируют данные о своей скорости и других характеристиках другим машинам в радиусе нескольких сотен метров.  

Машины, общающиеся друг с другом, – это прекрасно. Лучше только общение с окружающей средой. Развитие коммуникаций типа vehicle-to-infrastructure (V2I, машина-инфраструктура) предполагает, что поумнеют не только транспортные средства, но и сами дороги. Автомобиль считает данные об авариях, пробках и погодных условиях на маршруте без всякого участия человека.

Два года назад департамент транспорта США заявил, что работает над правилами по обязательному внедрению V2V, поэтому безопасные дороги ближе, чем кажутся. Есть шанс, что скоро автоматический тормоз и общение между машинами станут такими же привычными, как подушка безопасности.  

В России перспектива появления «умных» дорог в масштабах всей страны маловероятна (по крайней мере, в ближайшем будущем). Поэтому большинство автолюбителей не готовы доверять свою безопасность машине – и это совершенно справедливо. Даже приборы контроля слепых зон периодически дают сбои, и причин тому может быть достаточно (погодные условия, дорожное покрытие и т.д.).  

Тем не менее, судя по существующим в индустрии мнениям, в ближайшее время отечественные страховые компании все-таки столкнутся с необходимостью внедрения ряда «ноу-хау». О том, как меняются настроения и отношение к технологическим новинкам в российской страховой среде, мы обязательно будем рассказывать в дальнейшем, а пока стоит отметить: вне зависимости от того, как относится к новшествам сообщество автовладельцев или автостраховщиков, современные гаджеты не отменяют вашей собственной внимательности и аккуратности на дороге.


Что еще интересного у нас есть по теме: Когда от мошенников страдают страховщики и почему статистика – не всегда точная наука

Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: