Как бороться с плохим ремонтом в автосервисах

Допустим, вы надолго уезжаете в командировку и разрешаете другу пользоваться вашей машиной. И по самому известному закону вселенной, именно в этот период он попадает в аварию.

В снежную погоду автомобиль заносит, водитель не справляется с управлением, делает несколько пируэтов вокруг своей оси и улетает в отбойник. Колёса пробиты, бампер лежит на трассе, царапины, вмятины, потраченные нервы.

«Ну ничего, всякое бывает», — скажете вы как очень воспитанный и спокойный человек.

А друг поедет ремонтироваться в ближайший автосервис. Там ему выставят счёт, скажут, что всё исправят, починят и скидку «по-братски» сделают.

И вот, спустя пару дней, он забирает автомобиль в доаварийном состоянии: колёса целы, бампер тоже на месте, вмятин и царапин нет. А по возвращении вы выясняете, что одна дверь просела, фара «поехала», а бампер поставили турецкий. Но разбираться уже поздно: чеки не сохранились, да и драгоценное время оказалось упущено.

Фото istolethetv / Flickr / CC

Фото istolethetv / Flickr / CC

Историй с «ушлыми» автосервисами достаточно много, но тема всё ещё актуальна — вопрос про недобросовестный ремонт поднимается практически на любом автофоруме, поэтому пройдёмся по пунктам, которые обеспечат качественную работу.

Берите с собой эксперта

К сожалению, для тех, кто плохо разбирается в устройстве автомобиля, это часто — единственный способ избежать обмана, затягивания сроков или невнимательного отношения. При походе в автосервис берите с собой друга или коллегу, который разбирается в машинах и при перечислении перечня необходимых работ поймёт, какие из них вам пытаются продать без надобности. После того, как в автосервисе поймут, что с вами тот, кто неплохо разбирается в ремонте, не забудьте упомянуть, что забирать машину вы тоже придёте вместе. Это самый простой вариант обеспечить себе хороший ремонт.

Журнал «За рулём» писал на эту тему, в частности — о женщинах-водителях. По словам автомехаников, порой женщины сами «провоцируют их на обман», используя такие слова, как «штучки, фигнюшки и крутилки». Разумеется, это никак не извиняет недобросовестных работников автосервиса — качество оказываемых услуг не должно зависеть от уровня знаний клиента, но вопросы по существу и общение в деловом ключе определенно помогают обеспечить механикам правильный настрой.

Следите за заменой деталей

Ещё одно правило, о котором стоит помнить водителям — ремонт по гарантии производится только на официальных СТО. Во-первых, у официалов будут только фирменные детали и расходники. Во-вторых, шанс, что ремонт сделают некачественно, у дилерских сервисов гораздо ниже.

И всё же, определенный риск есть и здесь. Например, водитель отдаёт машину в сервис, а ему звонят и сообщают, что надо заменитьещё и тормозные колодки, при этом предупреждают о том, что отказ может быть чреват снятием с гарантии. Чтобы избегать таких ситуаций, автовладельцам рекомендуется внимательно следить за сроками плановой замены деталей.

Ещё один неприятный момент — замена деталей на старые и изношенные. В недобросовестных сервисах могут понять, что клиент не очень хорошо разбирается в устройстве автомобиля, и при замене масла, например, снять новую фару, а вместо неё поставить старую. Многие клиенты не сразу замечают разницу. Поэтому при приёме работы всю машину нужно внимательно осмотреть, даже в тех местах, где работы не проводились.

Кроме того, при замене деталейнекоторые автомеханики вместо новой, купленной для вас, ставят деталь б/у, поэтому всегда требуйте назад свои старые запчасти, а также поинтересуйтесь о чеках и коробках от новых деталей.Ко всем этим хитростям автосервисы прибегают не только для сиюминутной прибыли, но и с перспективой на то, что машина быстро сломается и вы вернётесь. Ведь если автомобиль «сделан» хорошо — то он очень долго не потребует ремонта.

Журнал «Максим» опубликовал интересную статью с откровениями самих автомехаников о том, как СТО зарабатывают на неподготовленных клиентах. К сожалению, совет водителям-новичкам всё тот же — берите в автосервис знающего друга в качестве консультанта. Если сотрудники СТО увидят, что человек всё понимает, такого клиента обманывать вряд ли станут.

Если всё же автосервис сработал недобросовестно

Как только вы заметили, что ремонт сделан некачественно (то, что стучало, продолжает стучать, или, например, царапину не закрасили) — желательно не затягивать и вернуться на СТО. Конечно же, не все мастера сознательно обманывают клиента – кто-то может что-то упустить или не заметить. Имеет смысл попробовать поговорить с работниками и убедить их устранить неисправность.

Но случается, что работники сервиса отказываются переделывать свою работу, зачастую начиная давить на клиента, обвиняя его в том, что тот пытается получить дополнительный ремонт бесплатно. В таком случае клиент может смело опираться на статью 29 закона о защите прав потребителей. Если работа выполнена ненадлежащим образом, автовладелец может потребовать переделать работу, уменьшить её стоимость с учётом недостатков, вернуть деньги за услугу, либо, исправив недочеты в другом автосервисе, потребовать неустойку.

Если автосервис признаёт свою неправоту, клиент должен написать на имя директора претензию в двух экземплярах, в которой подробно описать все виды работ, недостатки и недочёты, дату оформления заказ-наряда, данные об автомобиле. Важно проверить, чтобы в автосервисе сделали отметку о получении претензии с датой ее приема, подписью лица, принявшего претензию и печатью организации (один экземпляр претензии остается у клиента).

По закону, на исправление недостатков отводится десять суток, а далее, если СТО по-прежнему отказывается идти навстречу, придётся обращаться в суд (здесь также пригодятся заказ-наряд, который заключался с сервисом, а также кассовые чеки и чеки на новые детали, если клиент их покупал).

В нашей практике был случай: клиент заключил договор страхования КАСКО с формой возмещения — ремонт на СТОА официального дилера. Со стороны страховщика было отправлено СМС-оповещение клиенту, что ремонт будет производиться на станции одного из официальных дилеров (ОД). В ответ клиент попросил заменить сервис, так как ему было неудобно туда ездить. Страховщик пересмотрел выплатное дело и вскоре отправил ответ о смене ОД.

Затем последовал звонок от официального дилера, запись на осмотр ТС, приезд клиента и согласование ремонта. Машину клиент оставил на СТО. По возвращению домой клиент обнаружил, что акт приема-передачи ТС на ремонт выдан не от ОД, а от совершенно другого юрлица.

Клиент решил поинтересоваться у представителей дилера, почему возникли такие разногласия. Параллельно он выяснил статус этого СТО через представительство — оказалось, что дилерство не было подтверждено, а это нарушает условия договора страхования по направлению на восстановительный ремонт.

Когда ремонт закончился, клиента пригласили на осмотр ТС и прием отремонтированного авто. При осмотре были выявлены недостатки — не совпадал цвет покрытия, причем эксперт, работающий на СТОА, подтвердил несоответствие.

Далее СТОА провел без уведомления клиента экспертизу, в которой подтвердили соответствие цвета. Клиент попробовал выяснить у сотрудников СТОА и страховой компании, кто прав, а кто виноват? Ведь достаточно было лишь выполнить правильные «переходы» цвета по смежным элементам, и несоответствие не бросалось бы в глаза.

Клиент написал претензию на СТОА, чтобы те устранили дефект, ответ юристов был довольно предсказуемым: «Разбирайтесь со своим страховщиком», однако они забыли учесть при ответе, что по ФЗ от 08.03.2015 N 42-ФЗ вносятся изменения в п.6 ст.313 ГК РФ — третье лицо отвечает за недостатки исполнения вместо должника. Здесь клиента скорее интересовала позиция клиентоориентированности СТОА. Разумеется, со страховщика в данном случае компенсацию взыскать проще, но почему бы не урегулировать всё мирно?

Конечно, урегулирование подобного процесса, в особенности, через суд и с привлечением независимой экспертизы — довольно долгая процедура, но если все будут таким образом отстаивать свои права, то страховщики начнут тщательно следить за контролем в исполнении финансовых обязательств. А мы пока следим за продолжением этой истории.

Знание — сила

Если бы герой, о котором мы писали в самом начале, прочел нашу статью, его друг получил бы хорошо отремонтированную машину. Важно помнить, что недобросовестной работы можно избежать ещё на этапе обращения в СТО.

Если автовладелец всё-таки недоволен ремонтом — главное не затягивать и не стесняться предъявлять претензии, в большинстве случаев при грамотном общении автосервисы готовы исправлять свои недочёты. А также при сдаче автомобиля на ремонт следует внимательно следить за документами (актами приема-передачи, актами осмотра ТС, актами согласования и другой страховой документацией).


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: