Натуральная компенсация

Это 8-й выпуск нашей тематической аудиопередачи о страховании. В этом выпуске мы говорим о том, как выстраивать баланс между натуральной и денежной компенсацией по ОСАГО.

В этом выпуске Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team, дает комментарий о балансе между натуральной и денежной компенсацией по ОСАГО (в свете последних новостей о приоритете натуральной компенсации над денежной):

Мы отошли от Москвы, ушли в далекий регион, Ханты-Мансийский автономный округ. Там выбор дилеров не такой, как в Москве: один в Сургуте, другой в 800 километрах от Сургута.
Есть клиентоориентированный дилер, который на оригинальные запчасти и работы, сертифицированные производителем, дает цену на 15% дешевле, чем предоставляют аффилированные центры. Страховая компания с дилером не работает. Она работает с любыми аффилированными организациями: ремонтирующими, закупающими, но не с дилером.
Клиент говорит, что купит запчасти сам, но ему надо, чтобы работы по ремонту оплатила не эта станция, а дилер, у него на 15% дешевле. Как здесь поступать? Как этот момент урегулируется?
Здесь надо комплексно подходить и пытаться делать так, чтобы клиент не говорил, что хочет это или то, а чтобы он понимал свою выгоду [как от денежной, так и от натуральной компенсации]. Выгода [в последнем случае] заключается в оперативной реакции, начиная от произошедшего страхового события до выдачи автомобиля в отремонтированном виде. От этой реакции многое зависит.
Если страховщик говорит, что за 20 дней готов восстановить машину, страховщик несет ответственность за восстановление — либо, к примеру, в течение 30 дней [он обязуется] провести выплату деньгами. Это мое мнение — дайте [клиенту] выбор.
Страховщики ратуют за восстановительный ремонт. Почему? Возможно, это дешевле, возможно, это не совсем полная компенсация. У нас по законодательству клиент имеет право получить полную компенсацию, в том числе утрату товарной стоимости и понесенные расходы.
Автоюристы знают все нюансы и тонкости: как сделать так, чтобы выплата была максимальной, не с точки зрения того, что машину восстановили и забыли, а чтобы была полной?
Но мне, как обычному потребителю, важно, чтобы машину восстановили в максимально сжатые сроки, используя оригинальные запчасти. Сейчас много случаев, когда страховая дает направление на ремонт по ОСАГО, ремонтирующая компания принимает клиента и говорит, что материалы и запчасти есть.
По ОСАГО идет выплата с износом. Допустим, насчитали 8000 рублей износа. Ремонтирующая компания просит компенсировать износ. Клиент не знает, как положено [действовать в такой ситуации]. Он начинает звонить нам и узнавать, компенсировать или не компенсировать.
По закону на компенсации по ОСАГО идет выплата с учетом износа. Но есть одно «но». Страховщик вправе не предоставлять материалы на конкретную калькуляцию без решения суда. «Насчиталась» общая сумма 50000 рублей, они не обязаны расписывать клиенту [детали].
Также и клиент, когда проводит свою независимую экспертизу, не обязан отчитываться по первой просьбе сотруднику страховой компании о предоставлении результатов своей экспертизы. Он может сказать: «Вы свою экспертизу провели, я с ней не согласен. Я провел свою. Встретимся в суде».
Для меня это не рыночный диалог, это такой примитивный конфликт со всеми вытекающими последствиями .Страховая, например, хотела найти диалог, но клиент принципиальный, он говорит: «Встретимся в суде». Свое право требования иска он продал какой-нибудь юридической компании, а та уже начинает со страховой взыскивать по полной.
Что происходит в итоге? Клиент по добровольным видам [страхования] имеет проблемы с заключением сделок в страховой компании, либо поправочные коэффициенты, либо какие-то ограничения, либо запрет принятия транспортного средства или имущества [на страхование].
Взял кредит или ипотеку, надо застраховать остаток суммы кредита, застраховать жизнь и здоровье, а он не может этого сделать, потому что судился, или может, но с тарифом под 50000 рублей. Клиент считает это неразумным, тарифы на рынке от 5000 рублей, а ему говорят — пятьдесят тысяч. Не нравится, извините, такая политика.
Дополнительный материал по теме: Деньги или ремонт: Какой вид компенсации выбрать

Дополнительный материал по теме: Деньги или ремонт: Какой вид компенсации выбрать

Сейчас все идет к тому, что скоро у нас появится единая информационная база по отслеживанию проблемных клиентов, по отслеживанию того, как клиент находит компромисс со своим страховщиком.
Страховщик может сказать: «Оставляем две формы компенсации: «натурой» и деньгами. На «натуру» дайте нам 15 дней. В случае неисполнения обязательств штраф — 5000 рублей. На выплату деньгами — 30 дней. Не согласны — судитесь».
Если стороны выдвигают разумные аргументы, у меня складывается четкое понимание, что компромисс будет достигнут. Люди придут к общему выводу о том, что можно договариваться. Если этого не будет, каждый будет «тянуть свое». У нас так сейчас и происходит.
Страховщики пытаются направлять [клиентов] в сервисные станции (свои редко открывают, это не очень интересное направление, их [станций] и так на рынке много). Заключи со станциями договор, давай свои потоки на ремонт, пожалуйста, ремонтируйся.
В Москве насчитывается 10 тысяч поврежденных автомобилей в месяц. На встрече недавно обсуждали, что количество поврежденного имущества в Москве в одной страховой компании дает им основание заключить договоры с сотнями сервисных центров и обеспечить их полной загрузкой.
Сервисный центр открывается, ему нужны клиенты. Где их найти? Страховые организации, приходите, ведите диалоги. В большинстве страховых компаний, как недавно пошутил один руководитель, «двери-то стеклянные». Двери открыты, заходите, общайтесь. Есть диалог — есть решение. Нет диалога, значит, лоббируют тех, кто заинтересован.

Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: