Главное для простых ДТП

Это — текстовая версия нашего подкаста — реплика страхового эксперта Insurance Team о главных моментах при ДТП.

>> Прослушать аудиоверсию этого выпуска

ins-team.ru европротокол

Комментирует Михаил Михеев, страховой эксперт:

Новость о том, что осенью заработает госсервис для урегулирования простых ДТП по европротоколу — это статья из разряда «обещать — не значит жениться». Хотя эта тема — это то, над чем я работаю уже много лет. К чему мы идем? К тому, что весь процесс урегулирования и вся сделка будут происходить современно. Цифровизация страховой отрасли уже идет. Но в то, что этот сервис заработает централизованно, без сбоев и мошенничества, я не верю. Мы смотрим смотрим на ситуацию объективно: в ближайшие год-два такого точно не будет. Для меня это — пока фантастика.

Есть люди, которые работают в теории, а не в практике. У них есть хорошие идеи, но на практике они не реализуются. Поэтому, чтобы не изобретать и не думать, что жить станет лучше и веселее, нужно смотреть и работать с тем материалом, который у нас есть.

А есть у нас следующее: когда происходит страховое событие — простое ДТП с двумя участниками — основных критериев по заполнению европротокола два. Расскажу, какие.

Это — извещение о ДТП. В нем — пункт 15 (замечания и дополнения), в котором одна из сторон должна признать свою вину и поставить подпись, и пункт 12 — название страховой, серия и номер полиса, период страхования. Эти два параметра должны быть заполнены.

Не нужно сразу заполнять время, адрес и прочие тонкости — это не самые важные моменты. Объясню, почему, немного забегая вперед: когда человек заполняет все нюансы и доходит до пункта 12, к тому времени он потратит минут двадцать. К сожалению, первая мысль у человека — не позвонить агенту и узнать, на что обратить внимание. Потому что сначала он разговаривает, звонит в ГИБДД, регистрирует страховое событие и ДТП, а потом кто-то уже звонит в страховую.

Сначала нужно заполнить пункт 15 и пункт 12, и только после этого приступать к пункту 1 и заполнять другие формальности. Почему именно эти два пункта важны? Когда один человек заполняет протокол, второй сидит и молча или консультируется со своим юристом. А он ему говорит: «Слушай, если ты виноват, то не признавай свою вину. Просто скажи «я виноват», а он в суматохе может пропустить этот момент». В пункте нет четкого запроса на то, что здесь должна быть признана вина. То есть, просто написано «дополнения». Но все-таки признание вины нужно прописывать. 

Немного практики. Звонит клиент, говорит:

— Михаил, у меня уже все в порядке. Вчера у моей жены произошло ДТП, я сейчас поеду в страховую компанию, уже записался. Все замечательно, второй водитель признал свою вину.

— Да, все хорошо. А можете документы скинуть на проверку?

— Да, Михаил, но чуть-чуть позже.

— А второй человек по ОСАГО застрахован?

— Да, но он забыл полис.

Для меня это звоночек. Спрашиваю:

— Как так? Пункт 12 о чем гласит? Заполнен?

— Нет, у меня же жена в ДТП попала, меня не было. Она только с левой стороны заполнила.

— А с правой стороны заполнила?

— Нет.

— То есть, правая сторона вообще не заполнена?

— Да, не заполнена. Михаил, не обращайте внимания, я сейчас в страховую отнесу.

— Подождите, раз вы позвонили мне, вам нужна консультация. Я вам сейчас расскажу все нюансы, и вы поймете что у вас ДТП не было. Справки были оформлены на месте ДТП?

— Нет.

— И вы пошли по упрощенному урегулированию убытков?

— Да.

Для заполнения европротокола есть пять условий (см. видео выше). Если хотя бы одно не выполнено, упрощенного урегулирования убытков на основании заполненного извещения о ДТП по европротоколу быть не может. Если второй участник не застрахован по ОСАГО, оформлять европротокол нельзя. Спрашиваю:

— Он таксист?

— Нет, на «ГАЗели».

Я понимаю, как тяжело застраховать автомобиль «ГАЗель», оформленный на физическое лицо, по ОСАГО. Говорю:

— Водитель — гражданин России?

— Нет.

С каждой новой минутой для меня открывались все новые и новые подробности, результат которых один: у клиента нет основания для получения компенсации в простом и логичном виде —  в виде направления на ремонт. Страховая выдаст отказ. И все.

Клиент спрашивает:

— Михаил, а что делать?

— Контакт у вас второго человека сохранился?

— Да, только он трубку со вчерашнего вечера не берет.

Таким образом, у человека нет доказательств, описывающих обстоятельства ДТП. Это я могу доверять клиенту, если работаю с ним много лет, а страховая — на это смотрит по-другому.