Все больше водителей в России ездят без ОСАГО. В чем причина?


В последние годы все больше автомобилистов в России ездят без полиса ОСАГО либо прибегают к его подделке. Причинами такого спада являются как растущие цены на оформление страховки, так и изменения в законодательстве. Подробнее обо всем — далее.

 Фото  Thomas Anderson  /  CC

Фото Thomas Anderson / CC

В последнее время все больше российских водителей отказываются от использования ОСАГО. По информации РСА (Российского союза автостраховщиков) около 3 млн автомобилистов ездят без ОСАГО либо подделывают его. Количество штрафов за езду без полиса в 2017 году, по данным МВД, составило около 2,8 млн, что на 40% больше показателей 2016 года.

Ситуация усугубляется уже третий год подряд. В 2015 году ГИБДД выписало около 189 тыс штрафов, в 2016 эта цифра составляла уже 1,9 млн. Страховые компании также отмечают падение спроса на договоры ОСАГО. В 2017 году было оформлено 39,2 млн договоров, что почти на три миллиона меньше чем в 2014 (42,6 млн).

Примечательно, что такое падение происходит на фоне увеличения парка автомобилей в России, который вырос с 44,6 млн до 50 млн единиц автотранспорта за тот же период.

Почему водители отказываются от ОСАГО

Одной из причин отказа водителей от оформления ОСАГО является повышение его стоимости. В 2015 году из-за увеличения страховых тарифов цена полиса выросла на 57%. Также был увеличен региональный коэффициент. Если раньше водитель из Мурманска со стажем в 3 года мог приобрести полис приблизительно за 8 тысяч рублей, теперь для него стоимость полиса составляет почти 16 тысяч.

Вдобавок недобросовестные страховщики навязывали автомобилистам дополнительные услуги вроде страхования жизни или имущества, раздувая и без того крупный чек.

Параллельно с повышением тарифов в 2015 году некоторые страховые фирмы начали искусственно снижать доступность полисов в так называемых «токсичных регионах». Осуществлялось это разными способами: либо страховые указывали на отсутствие бланков, либо ссылались на технические проблемы при оформлении. Все это приводило к еще большему спаду продаж ОСАГО.

Для решения проблемы плохой доступности ОСАГО в регионах 10 июня 2016 государство приняло закон, который обязывал страховые фирмы оформлять полисы через интернет. Электронные полисы получили название «е-ОСАГО». Закон вступил в силу в начале 2017 года, однако ситуация только ухудшилась.

По данным РСА, до 30% проданных полисов «е-ОСАГО» оформлены через мошеннические схемы — покупку документов у страховой при этом обычно осуществляет не сам автовладелец, а посредник-аферист. Самый простой пример это покупка полисов в регионах с низкими страховыми коэффициентами (например, в Чечне и в Крыму) и их последующее фоторедактирование с целью перепродажи в регионах с высоким уровнем аварийности.

Водители охотно покупают такие полисы через посредников, ведь они стоят дешевле, а их достоверность до возникновения страхового случая не проверяется. Более того, некоторые водители сами предоставляют сфабрикованные данные при оформлении документов.

Об ответственности водителей без ОСАГО

Штраф за езду без страховки сейчас составляет 800 рублей. Сумма небольшая, а потому все больше водителей готовы мириться со штрафом, при этом сэкономив время и деньги на оформлении полиса. Однако все же есть несколько причин оформить полис, и дело не только в избежании неприятной процедуры оформления штрафа.

В случае ДТП автомобилист, не имеющий ОСАГО на руках, вынужден оплачивать самостоятельно и ущерб автомобилю, и лечение пострадавших. На сегодняшний день речь может идти о десятках и сотнях тысячах рублей.

Нередки случаи и заведения уголовного дела в случае подделки полиса. Например, случай водителя из Красноярска, подделавшего дату окончания действия полиса. В отношении красноярца было заведено уголовное дело по ст. 327 УК РФ (использование поддельного документа). Наказание по такой статье это либо штраф до 80 тысяч рублей, либо арест на срок до 6 месяцев.

Что дальше?

В марте союз автостраховщиков обратился в Центробанк с просьбой ужесточить процедуру оформления полиса ОСАГО онлайн. Речь идет о введении отложенного старта действия полиса на 72 часа с момента его покупки. Таким образом РСА хочет исключить покупку полисов сразу после ДТП. Еще одна предлагаемая мера — запретить загружать сканы документов на сайт страховой фирмы. Таким образом покупающий полис будет обязан вводить все данные вручную, что исключит возможность подделывания данных в полисах через фоторедакторы.

В случае обнаружения поддельных данных автостраховщики хотят иметь возможность прекращать действие полиса, а также отказывать в выдаче полисов при наличии информации о «нарушении страхователем требований законодательства, ПДД или совершении операций по легализации». Подобные меры позволят страховым компаниям уменьшить долю подделываемых полисов.

А в январе этого года в Госдуму был внесен законопроект об увеличении штрафа за езду без полиса ОСАГО в шесть раз. Эти ужесточения штрафов поддержали и в РСА. Президент РСА Игорь Юргенс заявил: «Действующий штраф в 800 рублей совершенно не является карательной мерой. Автовладельцам проще заплатить штраф, чем заключить договор за несколько тысяч рублей». При этом в августе 2016 года Юргенс уже предлагал увеличить штраф за езду без ОСАГО в десять раз, до 8000 рублей.

Однако, по мнению ведущего юриста Ассоциации защиты страхователей Алексея Борцова, повышение штрафов «не панацея для лечения падающего спроса». В первую очередь стоит повернуть систему ОСАГО «лицом к автомобилистам», сделав сервис удобным, доступным, а главное — полезным.


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, напишите нам напрямую с помощью приложения для Android.

Или выберите интересующую вас услугу:

Автострахование: ОСАГО

Автострахование: КАСКО

Страхование имущества

Другие виды страхования