Госдума не успевает: Судьба натуральной компенсации

Один из самых обсуждаемых законопроектов по реформе ОСАГО по-прежнему находится в «подвешенном состоянии». Инициатива, которую предложил заместитель руководителя «Справедливой России» Михаил Емельянов, подразумевает приоритет натуральной формы компенсации перед денежной.

Подобный ход, по мнению депутата, должен решить проблему автоюристов, которые, опираясь на закон о защите прав потребителей, могут взыскать со страховщиков больше, чем предполагает полис ОСАГО. В апреле прошла прямая линия с президентом, тогда Владимир Путин пообещал реализовать идею, но что-то пошло не так.

Фото Charlie Day / Flickr / CC

Фото Charlie Day / Flickr / CC

Кто против и почему

Отрицательный отзыв на поправки в закон об ОСАГО дали в Государственно-правовом управлении Администрации президента. Источник «Ведомостей» рассказал, что сам проект поправок сырой, и появился он только потому что ни Минфин, ни Центробанк своих версий инициативы так и не согласовали. Таким образом, правительственный проект до конца года по регламенту Дума принять уже не успеет, единственным выходом, по мнению председателя комитета по финансовым рынкам Анатолия Аксакова, остаётся доработать проект Емельянова.

Позже и правительство, и ЦБ поддержали инициативу, но фракция «Единая Россия» внезапно выступила против. Сам Емельянов подтвердил, что решение по законопроекту отложили, но причины назвать не смог.

До конца года реформу не проведут

На прошлой неделе Госдума приняла инициативу в первом чтении. Чтобы принять поправки ко второму чтению, по регламенту, должен пройти месяц, а последний день работы Госдумы, когда могли пройти пленарные заседания, велась работа комитетов и фракций, пришелся на 21 декабря (с 22 по 31 декабря, согласно распорядку работы Государственной Думы, депутаты ведут работу с избирателями). Таким образом, пока все обстоятельства складываются в пользу того, что поправки, как и сама инициатива, будут приняты только в следующем году.

Что касается поправок, то кабинет министров призвал учитывать транспортировку повреждённой машины на СТО, а также возможность выбора сервиса потерпевшим из списка страховой компании. В документе также планируется закрепить ремонт без учёта износа и ответственность страховщика за качество и сроки восстановления машины. Также должен появиться перечень СТО, который утверждён Российским Союзом Автостраховщиков.

Центробанк в требованиях к доработкам указал приоритет ремонта над денежной компенсацией только для «автомобилей, принадлежащих гражданам». А по данным «Коммерсанта», ещё одно условие от регулятора — сохранить денежную компенсацию для тех автомобилистов, которые оказались в «тяжёлой жизненной ситуации».

Комментарий страхового эксперта Insurance Team Михаила Михеева:

«В последнее время эта реформа активно обсуждается в профессиональном сообществе — все ждут поправок ко второму чтению, которые и определят итоговый вид реформы. Конечно, приоритет натуральной компенсации над денежной интересен страховщикам — это позволяет им работать с проверенными СТО (если автовладелец после инцидента продолжает страховать машину в той же компании, страховщику выгодно провести качественный ремонт) и одновременно защищаться от действий недобросовестных автоюристов.
Еще один плюс натуральной компенсации состоит в том, что организовать ее можно значительно быстрее, чем денежные выплаты. Например, страховая компания может предложить клиенту выполнить ремонт за 15 дней или обеспечить денежную компенсацию в течение 30 дней.
С другой стороны, мне кажется, что установление приоритета одного типа компенсации над другим — не лучшая политика.
На мой взгляд, для создания бесконфликтного взаимодействия между страхователем и страховщиком последнему достаточно просто подробно и доходчиво объяснить клиенту, какие особенности есть у каждого типа компенсации, как они реализуются, что в итоге получит клиент — и дать ему право выбрать наиболее удобный вариант.
Для защиты от недобросовестных автоюристов клиентоориентированный подход и поддержка страхователя в трудный момент могут оказаться намного эффективнее любых реформ».

Дополнение по последним новостям:

Центробанку и Министерству финансов всё-таки удалось прийти к общему знаменателю 24 декабря. Поправки ко второму чтению закона согласованы, которые предполагают, что приоритет натуральной компенсации будет действовать только в отношении машин, принадлежащих физическим лицам. Денежную компенсацию можно будет получить только в случае «тяжёлых жизненных обстоятельств» потерпевшего, которые ещё нужно будет доказать специальной комиссии в РСА.

Сервис для ремонта по натуральной компенсации будет выбирать сам потерпевший, но из списка, который предлагает страховая. В свою очередь эти СТО должны соответствовать определённым параметрам, которые разработает ЦБ (в частности, близость к месту пребывания пострадавшего, сроки ремонта и т.д.). При этом автомобиль могут направить и в сервис, не соответствующий этим стандартам, но в таком случае, если водитель не согласен, он может потребовать материальную компенсацию.

Главный пункт поправок, который не устраивает страховщиков — это доказательство «тяжёлых обстоятельств» специальной комиссии. Они предлагают делать это через суд. Защитники автомобилистов, в свою очередь, считают эту меру унизительной для водителя. "Мало того что страховщики навязывают ремонт, конкретный сервис, так еще водителю надо унижаться и доказывать свои трудности, чтобы получить деньги по полису,— возмущается президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: