Деньги или ремонт: Какой вид компенсации выбрать

Согласно поправке к закону об ОСАГО, которую ввели 1 сентября 2014 года, у автовладельца есть два способа получить компенсацию после аварии от страховой. Помимо денежной выплаты теперь можно выбрать ремонт в сервисе, подконтрольном страховщику. О том, какие плюсы и минусы есть у этих двух сценариев — расскажем в нашей статье.

Фото Axel / Flickr / CC

Фото Axel / Flickr / CC

Как работает ремонт по ОСАГО

В случае с денежной компенсацией водитель после обращения в страховую компанию направляется на экспертизу. Специалисты оценивают ущерб, полученный в ДТП, и рассчитывают сумму компенсации. При этом деньги выплачиваются с учётом износа деталей машины (то есть если, например, помят бампер, выплачивается не полная рыночная стоимость детали, а частичная, так как бампер не новый). Учитывая, что на СТО вместо повреждённой детали будут ставить новую, суммы от страховой для покрытия стоимости ремонта, скорее всего, будет недостаточно.

В случае с натуральной компенсацией вместо денежной выплаты выдают направление на ремонт, при этом автосервис выбирает не водитель, а его страховщик. Расчёт стоимости ремонта идёт с учётом износа деталей. Станция техобслуживания может предложить страхователю доплатить за износ при установке новой запчасти, хотя некоторые страховые компании договариваются с сервисами на ремонт без доплаты — тогда СТО предлагает поставить не новую деталь, а б/у. Соответственно, автовладельцу не нужно доплачивать за ремонт.

В апреле страховщики и Центробанк предложили пересмотреть правила ремонта по ОСАГО и в случае такого способа компенсации не учитывать износ деталей, но, скорее всего, это увеличит стоимость самой страховки. Более подробно о том, какие ещё нововведения обсуждались на встрече можно прочитать здесь.

Какие особенности есть у этих видов компенсаций

В случае с ремонтом по ОСАГО, СТО выбирает не клиент, а страховая. Компания берёт на себя все хлопоты, связанные с восстановлением автомобиля. Это значит, что, с одной стороны, освобождается много времени, которое обычно тратится на поиск сервиса, заключение договоров, общение с мастером и т.д.

С другой стороны, у автовладельца в этом случае меньше возможностей контролировать процесс ремонта, особенно, если это человек опытный, со своими знакомыми мастерами и автосервисами. При денежной компенсации всегда можно самостоятельно выбрать СТО, проследить за ходом работ и дать рекомендации автомеханику. В случае с натуральной компенсацией эти процедуры берёт на себя страховая компания.

На автофорумах отмечают, что у страховых компаний, как правило, есть договор на ремонт с конкретными СТО, который будет выходить дешевле по натуральной компенсации, чем если обращаться за теми же услугами за деньги.

Ранее российские автодилеры пожелали, чтобы автомобили, в случае натуральной компенсации, ремонтировались на официальных СТО, то есть автосервис страховщик должен выбирать по согласованию с клиентом. Страховщики инициативу не поддержали, потому что «официалы», как правило, работают по завышенным ценам, а это, в свою очередь, приведёт к завышению страховых тарифов. Но пока эти поправки находятся на стадии рассмотрения.

Следует помнить, что в случае натуральной компенсации закон регламентирует только сроки выдачи направления в сервис (20 дней), а вот сроки самого ремонта в законодательстве не прописаны. Это может стать дополнительной лазейкой для недобросовестных СТО, которые будут затягивать ремонт.

Ремонт по ОСАГО очевидно удобен в том случае, когда повреждения автомобиля незначительны: водителю не нужно долго выбирать автосервис, записываться к мастеру, прицениваться — всё это делает за клиента его страховщик.

Самим страховым компаниям такой способ возмещения ущерба гораздо удобнее, чем выплата денег. В случае натуральной компенсации в СК уверены, что автомобиль отремонтирован и безопасен для дальнейшего использования, так как при выплате недобросовестные клиенты могут потратить эти деньги не на ремонт – как в случае со страховым мошенничеством, когда водитель подставляет, например, уже «битое» крыло под удар, получает деньги с СК и продолжает ездить с тем же «битым» крылом.

И всё-таки, что лучше

Денежная компенсация подойдёт опытным водителям, у которых уже есть свои проверенные автосервисы и мастера. Следует помнить, что сумма выплаты может оказаться ниже ожидаемой и за ремонт придётся доплачивать из своего кармана.

Натуральная компенсация подойдёт в первую очередь неопытным автовладельцам, так как все основные процедуры (направление на СТО, работа с механиками и т.д.) будет сделана за них. По тем же причинам натуральная компенсация экономит время, поэтому будет удобна в случае незначительных повреждений.

Но здесь следует помнить, что ремонт по ОСАГО также идёт с учётом износа деталей, даже если детали относительно новые (правда, в этом случае может помочь предъявление чеков о покупке, тогда вычет за износ будет минимальным).


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: