ОСАГО 2017: Ремонт вместо денег и другие изменения

Реформа, над которой Госдума, Минфин и Центробанк бились ещё с прошлого года, наконец-то вступает в силу. Законопроект 17 марта прошёл третье чтение в Госдуме. О том, какие положения остались после поправок в реформе, которая предполагает преимущество натуральной компенсации над денежной, расскажем ниже.

Фото m1try / Flickr / CC

Фото m1try / Flickr / CC

Как работает новая реформа

Денежная компенсация заменяется ремонтом всегда, за исключением тех случаев, когда ущерб от аварии превысил 400 тысяч рублей, пострадавший получил инвалидность или страховая компания не смогла отправить машину клиента в автосервис, который находится не дальше 50 км от его дома или места аварии.

Как и предполагалось в поправках ко второму чтению, СТО будет выбирать потерпевший, но из списка автосервисов, которые предлагает страховая компания. При этом пострадавший может отремонтировать машину и в том автосервисе, с которым у СК нет договора, но только в случае письменного согласования со страховой.

Если автомобилю меньше двух лет и он находится на гарантии, тогда страховщик обязуется организовать ремонт у официального дилера. Если такового нет в списке партнёров СК, а на другую СТО автовладелец не соглашается, то выплачивается денежная компенсация.

Несмотря на просьбу страховых компаний разрешить использовать при ремонте подержанные запчасти, согласно реформе, ремонт должен осуществляться только с новыми деталями. Гарантия на проведённый ремонт составляет полгода, а в случае кузовных и покрасочных работ — год.

Срок работ не должен превышать 30 рабочих дней, а СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или места жительства пострадавшего. В том случае, если на СК будут поступать жалобы по организации ремонтных работ, Банк России может обязать компанию рассчитываться с потерпевшим деньгами.

Изменения коснулись и прямого возмещения убытков. Теперь эта система действует даже в случае участия в ДТП более, чем двух машин — после такой аварии пострадавший вправе обратиться напрямую в свою СК, а не к страховщику виновника ДТП.

Что хотели, и что получили

Эта реформа сильно отличается от того, что предлагал в прошлом году депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов. Его законопроект предполагал, что выбирать между натуральной и материальной компенсацией будет страховщик, но ко второму чтению депутаты решили остановиться на ремонте по умолчанию.

Ужесточились требования к натуральной компенсации, в частности появилось условие использования только новых деталей, а также допустимое расстояние до СТО (в ранней версии инициативы оно не должно было превышать 200 км).

В конце февраля поправками ко второму чтению предполагалось, что закон будет иметь обратную силу, то есть начнёт распространяться на все полисы ОСАГО, в том числе и те, которые куплены до утверждения реформы. Тем не менее, уже в марте было решено применять закон только к новым договорам. Законопроект прошёл третье чтение и вступает в силу в течение 30 дней после опубликования.

Кто в плюсе

К сожалению, всем угодить невозможно. Среди недовольных нововведениями, окажутся, к примеру, те, кто привык получать денежные средства вместо натуральной формы компенсации и ремонтироваться «в гаражах».

Еще одна категория потенциально «недовольных» — автоюристы. Они будут против натуральной выплаты, так как такой подход не позволяет им зарабатывать больше на компенсациях.

Важно отметить: поправки в законодательство назрели давно и призваны повысить качество реализации страховых услуг, связанных с ОСАГО (поэтому «в идеале» автовладельцы должны выиграть от реформы). Однако, по моему убеждению, далеко не все исполнители готовы вкладывать силы и средства в сервис, большинство руководствуется фразой из известного мультфильма — «…и так сойдет!». А такой подход может свести на нет старания законодателей.

Кроме того, у страхового сообщества все ещё остаются вопросы к реформе. Например, пока неясно, как будет проходить компенсация установленного размера франшизы, которую клиент оплачивает по КАСКО в случае ремонта и, при наличии ответчика, возвращает себе за минусом износа со страховой компании по ОСАГО.

Согласно реформе, при компенсации будут использоваться новые запчасти — износ на них начислить нельзя. Пока неясно, как в этой ситуации поступать клиенту, и кто от этого в итоге пострадает, а кто выиграет.


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу:



Другие материалы по теме ОСАГО в блоге «Insurance Team»: