Что изменилось в страховании — наш анализ ситуации

Прошедший год был богатым на изменения в сфере страхования, государство предлагало и реализовывало немало инициатив, которые так или иначе повлияли на рынок.

В этом материале попробуем собрать все изменения, которые произошли с ОСАГО в 2017 году.

 Фото  m1try   CC BY

Фото m1try CC BY

Приоритет натуральной компенсации

Это, пожалуй, самое громкое и резонансное нововведение, инициированное правительством и принятое в конце апреля.

Теперь клиенты страховых компаний после ДТП в большинстве случаев получают не деньги, а направление на ремонт в тот сервис, с которым у СК заключён договор. В этой поправке было множество нюансов, которые очень долго пытались утрясти Минфин, РСА, а также сами автолюбители. Более подробно о том, как теперь работает этот закон, мы писали в этом материале.

Стоит отметить, что реформа получилась совсем не такой, какой задумывалась изначально. Автор инициативы, справедливорос Михаил Емельянов предполагал, что водители сами будут выбирать между деньгами и ремонтом, но уже ко второму чтению Госдума остановилась на приоритете натуральной компенсации.

Возмещение выплат по ОСАГО

Не такое заметное, но не менее важное изменение: с конца сентября прошлого года потерпевший может обращаться в СК за компенсацией, если в ДТП участвовало 3 и более автомобиля.

Раньше — только если в аварии было два участника.

Электронные полисы

С прошлого года возможность оформления е-ОСАГО должна быть предусмотрена во всех страховых компаниях, которые работают с «автогражданкой». Причём работа сайта, на котором оформляется электронный полис, должна идти в режиме 24/7, соответственно, при отсутствии возможности оформить е-ОСАГО, автовладелец может пожаловаться в РСА или в Центробанк.

Подробнее об электронных полисах ОСАГО мы уже рассказывали здесь.

Базовая ставка по ОСАГО

Этот короткий пункт не очень активно освещался в СМИ, но он тоже важен: с прошлого года базовая ставка расчёта ОСАГО не должна меняться чаще, чем 1 раз в год.

Лимит компенсации по европротоколу

Для всех водителей его планируют увеличить до 100 тысяч рублей, то есть в два раза (сейчас 50 тыс. руб.). Позднее для водителей из Москвы и Санкт-Петербурга установили отдельные лимиты по выплатам — до 400 тысяч рублей. Подробнее о том, как заполняется европротокол, мы уже рассказывали в прошлом году.

Комментирует страховой эксперт Insurance Team Михаил Михеев:

Внедрение европротокола оказалось очень полезной инициативой: благодаря ей автовладельцы становятся более грамотны в составлении схемы ДТП, в правильном заполнении извещений о ДТП, а на оформление документов тратится намного меньше времени. Упрощенное урегулирование по ОСАГО также положительно сказалось и на уменьшении среднего времени нахождения в пробках.
Довести лимит по европротоколу до 100 тыс. руб. очень важно: стоимость автомобилей увеличивается, а вместе с ней растет и стоимость запчастей, работ, нормо-часов — поэтому говорить с уверенностью об упрощенном урегулировании до 50 тыс. руб. не приходится. Из-за этого даже в самом незначительном ДТП водители не могут адекватно оценить размер ущерба.
Еще одна проблема заключается в том, что сейчас довольно большое количество автомобилистов (по моим расчетам до 10%) вообще не застрахованы по ОСАГО, что не дает возможности урегулирования по европротоколу.
Некоторые страховые компании предлагают в качестве решения пакеты усеченного КАСКО, в рамках которых ремонт будет производиться всегда, даже в отсутствие у виновника ДТП полиса ОСАГО, при условии, что право требования суммы понесенных расходов останется у страховщика. В этом случае автолюбитель существенно экономит по сравнению с «обычным» КАСКО (в среднем на сумму от 5 до 12 тыс. рублей) и не занимается судебными исками по взысканию убытка с виновника происшествия.

Из нереализованного

Ещё одна инициатива, которую начали обсуждать летом, направлена, как утверждают в Госдуме, «на защиту автовладельцев».

В рамках этой инициативы предлагалось ввести три варианта полисов ОСАГО, которые различались бы по объемам выплат.

Первый: 400 тысяч рублей по имуществу и 500 тысяч по причинению вреда жизни и здоровью, второй: миллион рублей по каждому из рисков, третий: два миллиона по каждому из рисков.

В рамках инициативы предлагалось ввести возможность заключать договор страхования на срок более 1 года и учитывать при расчете стоимости манеру вождения автовладельца (то есть историю нарушений ПДД). Эти поправки обещали подготовить к осени, но новой информации по законопроекту больше не появлялось.


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, напишите нам напрямую с помощью приложения для Android.