Небольшие повреждения автомобиля: кто виноват и что делать

В страховых ситуациях нередко возникает неопределенность по поводу того, к кому обратиться за помощью и какое решение нужно принять (на это, как правило, много времени не бывает). Поэтому сегодня мы подробно разберем несколько кейсов, с которыми могут столкнуться наши клиенты, и дадим несколько рекомендаций в надежде, что подобные ситуации будут разрешаться быстрее и «меньшей кровью».

Если в лобовое стекло попал камень

Прежде всего, нужно сохранять спокойствие. По возможности лучше сразу остановиться на обочине. Далее, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД. Желательно сразу проинформировать страховую компанию.

В соответствии с определением в ПДД (п. 1.2), попадание камня в стекло авто считается дорожно-транспортным происшествием, но в этом вопросе есть свои нюансы. Например, 29 июня прошлого года в Курской области произошел случай, когда камень, вылетевший из-под колес грузовика, разбил лобовое стекло автомобиля. 

Как утверждают сотрудники ГИБДД, водителю следовало остановиться и оформить аварию. Он же этого не сделал, поэтому ему вменили оставление места ДТП. Апелляция решения дошла до Верховного суда, который посчитал, что случай нельзя признать ДТП, поскольку инцидент не зависел от действий водителя.

После этого случая появилось расхожее мнение, будто по ОСАГО невозможно получить компенсацию, если камень разбил стекло. Доказать факт агрессивного вождения или нарушения со стороны другого водителя достаточно сложно — виновный может скрыться или просто не заметить повреждения вашего ТС. 

Однако выплату все-же можно получить. Для этого вам по возможности необходимо зафиксировать положение автомобилей с помощью фото- или видеосъемки и оформить документы с помощью сотрудников ГИБДД, которые должны выдать вам справку, копию протокола и постановление по делу. С этими документами нужно подойди в СК и написать заявление о страховом случае.

Если авто поцарапали

Как только заметили царапину, оцените ее внешний вид и сделайте вывод о том, что или кто является причиной повреждения. Затем проверьте по договору или узнайте в СК, возможна ли компенсация этого страхового случая без справок. Если возможна — нужно подать заявление страховщику и описать ситуацию, после чего сотрудники примут решение о возмещении ущерба. В противном случае нужно вызвать полицию или ГИБДД и связаться со страховой в день обнаружения царапины. Затем заполнить все документы и передать страховщику заявление и справки.

Если имело место причинение вреда другими ТС, нужно незамедлительно вызвать ГИБДД и оформить ДТП. Вместе с этим необходимо обратиться в вашу СК и передать соответствующие документы, оформленные сотрудниками ГИБДД.

Если вы уверены в том, что произошло причинение вреда третьими лицами (поцарапали машину гвоздем или другим предметом). Первым делом нужно вызвать сотрудников полиции, которые составят протокол. Важно максимально подробно описать происшествие. Далее — обратиться в свою СК. Расследование длится 30 дней, поэтому раньше компенсацию не выдадут. Обычно виновника не находят, так что через месяц нужно получить постановление из ОВД и отнести его в СК, которая должна возместить ущерб или дать направление на ремонт.

Если же вы сами поцарапали чужую машину, не стоит покидать место ДТП. Нужно передать свои данные пострадавшему и дождаться сотрудников ГИБДД. Если пострадавшего нет на месте, можно оставить ему записку со своими контактами и указанием готовности возместить ущерб. Полиса ОСАГО достаточно, чтобы покрыть такие мелкие повреждения, как царапины. При этом ОСАГО не предусматривает возмещение средств, если царапина получена не от ТС.

Если авто пострадало от действий животного

Кузов автомобиля может пострадать как в городе от птиц и бездомных собак, так и за городом – от диких животных. Припаркованное ТС, атакованное фауной, подпадает только под возмещение по КАСКО, так как в этом случае в происшествии не участвуют другие ТС. К тому же эти риски должны быть включены в условия полиса.

Сразу после повреждения нужно связаться со страховой компанией. Далее, на всякий случай стоит зафиксировать факт обращения в СК (записать фамилию оператора, время звонка). Во время звонка уточните, какие документы надо оформить и кого вызвать на место инцидента (это может быть не полиция, а, скажем, служба лесничества). Если происшествие зафиксировано камерой или видеорегистратором, нужно найти запись. А также важно установить, есть ли у животного владелец, потому что в некоторых случаях именно он может оказаться виновным (например, пастух).

В СК нужно направить заявление на выплату с полученными документами в срок, установленный в договоре. Сюда входят документы, подтверждающие факт обращения в компетентные органы, – талон-уведомление от полиции или копия заявления с пометкой «Принято».

Если вы наехали на животное, то дело будет рассматриваться как ДТП. Поэтому его нужно немедленно оформить, предварительно обеспечив безопасность на дороге («аварийка» и знак аварийной остановки). Авто и предметы, относящиеся к ДТП, по возможности лучше оставить на своих местах.

Конечно, могут быть исключения. Животное может быть ранено или повести себя агрессивно. Тогда лучше остаться в машине и сообщить о случившемся в Комитет по охране объектов животного мира или подобную организацию для оказания ветеринарной помощи. Как и в других случаях, сделайте качественное фото автомобиля и места ДТП.

«Расскажу про один интересный и показательный случай, который произошёл с нашим клиентом. Летом 2014 года клиент приобрёл BMW 640i, обратился к нам за помощью в оформлении полисов КАСКО и ОСАГО. Мы помогли ему застраховать свой автомобиль в СК «РЕСО-гарантия» по программе VIP. Программа включала в себя много интересных опций: бесплатное расширение территории страхования на СНГ, страны ЕС, страны Балтии и Скандинавии, а клиент как раз собирался в путешествие по Европе на своём новеньком авто.
В августе 2014 года клиент попал в неприятное ДТП в Сербии. Ночью на дорогу выскочил олень и угодил под колёса автомобиля. Клиент не понимал, как ему действовать за пределами Родины и связался с экспертом Insurance Team, который предоставил грамотную консультацию. Далее, он позвонил в СК «РЕСО-гарантия» по горячей линии и заявил о наступлении страхового случая за пределами РФ.
Оставалось только дождаться приезда полиции, получить все документы от стражей дорожного порядка Сербии и поехать отдыхать. Благо у автомобиля были слегка повреждены бампер, решётка радиатора и фары. Через 3 дня клиент приехал в Москву, предоставил все документы по ДТП, полученные от полиции Сербии, и свой авто к осмотру в страховую компанию. Через 2 дня получил направление к официальному дилеру BMW и ещё через 5 дней катался на своём любимом автомобиле по дорогам общего пользования РФ. Клиент остался полностью удовлетворён оказанными услугами команды Insurance Team и СК «РЕСО-гарантия», — рассказывает Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team.

Что еще нужно знать о повреждениях

  • Незначительным повреждением кузова СК считают ущерб не более 5% от страховой суммы договора КАСКО;
  • Понятие «справка из компетентных органов» в разных ситуациях имеет разное значение: это может быть справка из ГИБДД, ОВД, пожарной службы, метеорологов или кого-либо еще;
  • Некоторые СК считают бамперы не кузовным элементом, а навесным оборудованием, поэтому при их повреждении требуют справку;
  • Подавляющее большинство СК не возмещает повреждений стеклянной крыши или люка, даже несмотря на то, что по стеклянным элементам обычно обращаются без справок;
  • По определению, ДТП – это событие, во время которого пострадали люди или было повреждено ТС (даже если авто было слегка поцарапано об ограду или бордюр).

Итог

На основании вышесказанного можно составить примерный алгоритм, которому нужно следовать в случае инцидента с участием вашего авто:

  1. Постараться сохранять спокойствие.
  2. Оставить ТС на месте происшествия, включить аварийную сигнализацию и поставить на проезжей части знак аварийной остановки.
  3. Обратиться в соответствующие ситуации органы (ГИБДД, полиция, пожарная служба и др.) в день происшествия.
  4. Связаться со своим страховщиком в день происшествия: в любой ситуации он должен вас сориентировать и объяснить, что нужно делать.
  5. Зафиксировать с помощью фото или видео положение ТС, а также следы и предметы, относящиеся к делу (следы колес, отпечатки бампера на препятствии, осколки стекла и т. п.), собрать как можно больше доказательств происшествия (показания свидетелей, данные видеорегистраторов).
  6. Собрать нужные документы (стандартный пакет: оригинал полиса, свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение, квитанция об оплате страховой премии) и подать заявление на страховую выплату в офисе СК.

Дополнительно хотелось бы отметить: во избежание неприятностей, внимательно читайте условия договора страхования. Предупрежден – значит, вооружен.


Что еще интересного у нас есть по теме: Работа с клиентами: Как мы решаем их наиболее частые проблемы

Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: