За свой счёт: Кто компенсирует пробитое колесо

По статистике ресурса РосЯма, который занимается отслеживанием ситуации с качеством дорог России, в базе ГИБДД зарегистрировано чуть более 16 тысяч ям, тогда как сами пользователи сайта нашли почти 90 тысяч. О том, что простые пользователи ближе к истине, чем официальные инстанции, известно практически каждому автомобилисту, который выезжает за пределы МКАДа.

В прошлом году активисты Общественного народного фронта составили рейтинг, согласно которому, самые плохие дороги — в Ульяновске, Якутске и Петропавловске-Камчатском. В свою очередь, статистика по ДТП тоже неутешительна: как писали «Известия», в ушедшем году 40% аварий происходило из-за плохих дорог. Да и опрос автолюбителей покажет, что практически каждый водитель хотя бы один раз пробивал колесо, попадая в яму.

Дальше идут мучения с домкратом и «запаской», поиск шиномонтажа, а если совсем «повезло», то шиномонтажа с «прокаткой» дисков, и всё это, конечно, стоит денег. В этой статье попробуем разобраться, есть ли шанс получить компенсацию, если водитель пробивает колесо в дорожной яме.

фото Marina del Castell / Flickr / CC

фото Marina del Castell / Flickr / CC

Правовой вопрос

На самом деле, у ям, за которые несёт ответственность государство, есть даже свои параметры по ГОСТу. По ширине она должна быть не более 60 см, по длине — не более 15 см, а по глубине — не более 5 см. Если превышен любой из этих параметров, автомобилист вправе рассчитывать на компенсацию от дорожников. Если же длина, ширина и глубина ямы остаются в пределах ГОСТа, дорога считается неповреждённой, и рассчитывать будет не на что.

В 2011 году в СМИ появилась информация о том, что эти стандарты не вступили в силу. Верховный суд России отказал в рассмотрении дела адвокату из Казани, который хотел оспорить стандарты дорожных ям. Свой отказ в суде объяснили тем, что этот ГОСТ (Р 50597-93) не был зарегистрирован в Минюсте, а значит, он не имеет силы.

Большинство экспертов тогда высказывалось положительно о решении суда, так как это давало право больше не ссылаться на стандарты дорожных ям — все они становились аварийными. Однако дальнейшее развитие эта история не получила.

Сейчас ГОСТ на ямы по-прежнему отмечен на сайте Росстандарта как действующий. На ресурсе Минюста нет информации о том, когда и как ГОСТ был зарегистрирован, но ведомство апеллирует к нему в своём ответе на одно из обращений (предпоследний абзац).

Ещё одна попытка оспорить эти стандарты была произведена позже, в 2014-м году, когда на сайте Российской общественной инициативы был запущен опрос с требованием отменить стандартизацию ям по ГОСТу, но нужного количества голосов петиция так и не набрала.

Что делать

Итак, если яма, в которую вы попали, по параметрам превышает заложенные в ГОСТе (а, скорее всего, власти рассчитывают на то, что водитель действительно будет измерять эти параметры), нужно следовать этому алгоритму:

1) Включить «аварийку», а также выставить знак аварийной остановки в соответствии с ПДД. Связаться с представителем своей страховой компании и сообщить о ситуации

2) Записать все координаты свидетелей аварии (фамилии, имена, телефоны, контакты)

3) Позвонить в ГИБДД с просьбой прислать наряд для регистрации ДТП. По телефону вам могут отказать в приезде экипажа полиции, вместо этого предложат самим приехать в отдел для регистрации аварии

4) Составить схему ДТП. Это элементарный рисунок, на котором желательно указать размеры ямы, направление движения, привязку к местности. Лучше всего приложить к схеме фотографию, положив на фоне ямы какой-либо предмет, чтобы были понятны размеры выбоины

5) Когда ДТП уже зарегистрировали в ГИБДД, следует убедиться, что в справке нет записи о нарушении водителем ПДД. Если такая запись есть, а вы уверены, что ничего не нарушали, нужно писать жалобу на имя начальника областной Госавтоинспекции

6) Дальше нужно отправить досудебную претензию по возмещению ущерба на имя директора организации, которая обслуживает данный участок дороги. В ней подробно описывается произошедшая ситуация, а также причинённый ущерб (покрышки, мятые диски и т.д.).

При наличии договора КАСКО действует условия правил страхования. Согласно правилам, при ДТП с повреждением одного лишь колеса автомобиля страховщик не несет ответственности по договору страхования. Но если кроме колеса есть повреждение смежных элементов, узлов и агрегатов, то всё подлежит компенсации со стороны страховой компании.
В нашей практике были случаи, когда автовладельцы пробивали колесо автомобиля, попадая в яму. В большинстве из них водители находили повреждения смежных элементов (крыло, бампер, порог и т.д.). Но были и случаи взыскания с дорожных служб — пусть это не быстрый процесс, но вполне рабочий
— Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team

При этом следует помнить, что получение компенсации за подобный ущерб потребует немало времени.

При оформлении подобных случаев самое главное, что следует помнить водителю — это проследить за правильным оформлением ДТП. Это поможет и в суде, и в возмещении затрат, связанных с автомобилем. О том, как работать с сотрудником полиции при оформлении, мы уже писали в этой статье.


Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: