Инструкция: как оформлять скрытые повреждения после ДТП

Внимательность и соблюдение ПДД – базовые правила для всех водителей, однако даже самые опытные и аккуратные из них порой попадают в ДТП. Компания «АльфаСтрахование» провела исследование, и выяснила, что столичные водители попадают в аварию раз в 1,3 года, а в среднем по России — практически раз в два года. Статистику подтверждает и личный опыт — можно спросить любого автолюбителя в своём окружении, становился ли тот участником небольшого ДТП, и в большинстве случаев ответ будет положительным.

О том, как вести себя в случае ДТП, написано немало материалов: включаем «аварийку», выставляем знак, не меняем положения автомобиля, вызываем ДПС, связываемся со страховой. После того, как сотрудник ДПС зафиксировал все обстоятельства и повреждения, разъезжаемся. Сценарий простой, но, как всегда, есть нюанс.

Paulius Malinovskis / Flickr / CC

Инспектор видит не всё

Представим ситуацию: водитель медленно сдаёт назад, не замечает припаркованного автомобиля и легонько «притирает» его. При внешнем осмотре нет ни вмятин, ни царапин, проблему даже можно решить «на месте», водитель повреждённой машины просит небольшую сумму, и все разъезжаются. А когда он приезжает в следующий раз на ТО, в сервисе ему говорят, что передняя фара немного просела и деформировалась, хотя при внешнем осмотре этого не было заметно.

Или другая ситуация: один водитель ударил второго в задний бампер. Вызвали ДПС, сотрудник зафиксировал вмятины и царапины на бампере. А на сервисе сообщили, что повреждена геометрия кузова, а это совсем другой масштаб работы. Проблема скрытых повреждений в том, что их невозможно зафиксировать вне станции ТО. Соответственно, доказать, что они получены во время этого ДТП, а следовательно, получить за них выплату от страховой гораздо сложнее.

Как оформить скрытое повреждение

На станции ТО эксперт, осматривая автомобиль после ДТП, сверяется со справкой, заполненной сотрудником ДПС, в которой зафиксированы все повреждения. И если до 2012 года в справке о ДТП можно было сделать приписку «возможны скрытые повреждения», то с 1 апреля 2012 года этого делать нельзя.

Полицейские уверены, что наличие скрытых повреждений должны определять эксперты. Эта позиция вполне резонна – предположим, что водитель просит сотрудника ГИБДД прописать в справке о ДТП нарушение геометрии, которое и водитель, и полицейский при заполнении справки могут определить исключительно «на глаз». В этой ситуации сотрудник ДПС, принимающий решение, вносить или не вносить этот момент в справку, вынужден выступать подтверждающей или опровергающей инстанцией и выносить суждение на свой страх и риск. Этого и позволяет избежать привлечение эксперта.

Сам автовладелец может помочь процессу только на этапе заполнения справки: нужно внимательно следить, что пишет сотрудник ДПС, не упускать даже незначительных деталей и подробно описывать случившееся — тогда в ходе дальнейшей экспертизы будет проще определить характер повреждений.

Если (как в случае с ударом в бампер) независимый специалист выясняет, что повреждена ещё и геометрия кузова, ремонт приостанавливается, из страховой компании присылается другой независимый эксперт. Он должен определить, связано ли это повреждение с ДТП и должна ли страховая за него доплачивать (для этого представители СК могут провести трасологическую экспертизу).

Около 3 месяцев назад у нас в Insurance Team был очень похожий случай. Наш клиент не справился с управлением ТС (BMW), в результате чего пострадали следующие элементы автомобиля: левое и правое крыло, бампер, передние колеса. Фразы о скрытых дефектах в справке, разумеется, не было.

В результате ТС было разобрано, и со СТОА нашему партнеру были отправлены документы, в которых не были отражены некоторые (поврежденные) элементы рулевого механизма. После восстановления ТС мастера официального дилера провели диагностику – там отклонения и обнаружились.

Казалось бы, эксперт здесь – мастера СТОА официального дилера, которые должны были изначально обнаружить все повреждения. К сожалению, этого сделано не было – в итоге клиент оказался в ситуации, когда в результате некачественно выполненных услуг ему не могли вернуть автомобиль в «доаварийном» состоянии. Нам пришлось лично подключаться, изучать материалы и принимать компромиссное решение, посредством которого все недочеты были устранены: до этого момента слушать доводы клиента никто не хотел.

Как получить компенсацию

И всё же, при честном и дотошном подходе к оформлению ДТП получить компенсацию можно. Итак, что делать, если попали в ДТП и есть подозрения скрытые повреждения:

  • подробно и досконально вместе с инспектором заполняем справку; о ДТП
  • при выявлении скрытых повреждений на СТО извещаем о дополнительном осмотре страховую, независимых экспертов и виновника ДТП;
  • экспертиза выявит связь повреждений с ДТП и назначит выплату.

Если выявить скрытые повреждения сразу не удалось (как в случае с BMW, описанном выше), многое будет зависеть от слаженности действий страховщика и его отношения к клиенту. Если репутация для данной СК важна, и мнение клиента для нее играет значимую роль, то вести дальнейший диалог просто необходимо: это позволит решить вопрос в досудебном порядке и найти устраивающий всех компромисс. В противном случае дальше вопрос придется решать через суд.


Что ещё интересного у нас есть по теме: Что делать, если сотрудник ДПС не записал все повреждения при ДТП

Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: