Оформить аварию в одно касание: Новая инициатива Минтранса

В Министерстве транспорта предложили новые правила применения «безлимитного» протокола, которые позволят заявить в страховую ущерб от аварии до 400 тысяч рублей без вызова сотрудников ДПС. Речь идёт об интеграции специального прибора в систему ЭРА-ГЛОНАСС, которой с начала следующего года будут оборудовать все новые автомобили.

По действующим правилам оформить небольшую аварию без пострадавших, но заявив ущерб до 400 тысяч рублей, можно: для этого помимо стандартных процедур страховщику нужно предоставить флэшку с фотографиями с места ДТП. Однако этот сценарий оказался нерабочим, так как у страховых возникли резонные вопросы: как обрабатывать такую информацию и какие необходимо предъявлять требования к фотографиям.

Минтранс предлагает новую схему: специальное устройство фиксирует время, дату, координаты аварии, а также скорость автомобиля по трём осям (боковой, продольной и вертикальной), и всю эту информацию передаёт в страховую базу без участия водителя. Автовладельцу также нужно будет сделать фотографии аварии, для этого есть приложение РСА «ДТП-Европротокол» (доступно в Google Play и iTunes), которое помогает выбрать нужный ракурс.

Lars Plougmann / Flickr / CC

Lars Plougmann / Flickr / CC

Что нужно знать

В этой схеме участвуют элементы, которые были введены относительно недавно, но многие водители уже с ними знакомы. Тем не менее, чтобы понимать, как будет работать новая инициатива, рассмотрим их более подробно.

Как оформить ДТП по Европротоколу

Европротокол — это документ, который оформляют водители в случае небольшого ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. У некоторых водителей бывают проблемы с его заполнением, поэтому здесь — пять шагов по составлению Европротокола. Водителю нужно сфотографировать место ДТП, взять контакты у свидетелей, правильно заполнить извещение о ДТП и передать документы в страховую.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

Систему начали разрабатывать в 2009 году как аналог европейской eCall. ЭРА-ГЛОНАСС — это российская государственная система быстрого реагирования при авариях, которая также совместима со своим европейским аналогом. Блок «ЭРА» представляет собой автомобильное устройство, которое связано с оператором.

Оно распознаёт фронтальный, задний и боковые удары, при аварии через спутники определяет степень её тяжести, при помощи спутников «ловит» координаты ДТП и передаёт необходимые данные через сотового оператора, который наименее загружен в этой локации. При этом сигнал бедствия является приоритетным, поэтому в случае загруженности всех операторов информация передаётся, прерывая телефонный звонок.

Помимо автоматического оповещения передать информацию можно вручную при помощи кнопки SOS, тогда оператор колл-центра ответит на вызов и уточнит все детали происшествия. Пока ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается в машину по желанию водителя, но уже с начала следующего года требование к установке будет обязательным для машин, выпущенных на территории таможенного союза.

С первого января этого года система приняла более 53 тысяч вызовов, из них 148 помогли спасти жизни. Пользование основными функциями «ЭРЫ» бесплатно, абонентская плата будет браться только за дополнительные, «коммерческие» услуги, например, поисково-охранную сигнализацию.

Как все это будет работать

Минтранс предлагает добавить в прибор две кнопки: одну для крупного ДТП, а другую — для Европротокола (при нажатии отправляет данные страховщикам). С 1 июля 2017 года, как предполагают в ведомстве, схема будет выглядеть так: сначала данные уходят в систему ЭРА-ГЛОНАСС, а уже потом – в базы страховщиков.

Но эксперты считают, что реализовать это нововведение будет непросто. Во-первых, сама система ЭРА-ГЛОНАСС в первую очередь выполняет функцию экстренного оповещения, её модернизация под проект Минтранса будет затратной: понадобится наладить сертификацию устройств, которые нужны для оформления Европротокола.

Во-вторых, сам прибор ЭРА-ГЛОНАСС постоянно находится в «режиме сна», включаясь только при сильном ударе, а для Европротокола нужны только несерьёзные ДТП. Соответственно, придется перенастраивать датчики, и дилеры вряд ли будут заниматься этим самостоятельно. «Какая-то страховая компания для себя этот подход принимает, а другие поняли, что не совсем рационально договариваться с дилерами, производителями, дистрибьюторами», — рассказывали мы в нашем подкасте.

Кроме того, маленькие аварии происходят так часто, что инфраструктуру по передаче этой информации страховщикам нужно будет расширять, иначе их сети могут не выдержать такой нагрузки. И если, по мнению экспертов, обязательная установка ЭРЫ-ГЛОНАСС со следующего года и не повлияет сильно на стоимость авто, то страховщикам придётся обновить инфраструктуру, чтобы обрабатывать поступающую информацию.

В целом страховые компании/агентства и прочие крупные игроки страхового рынка лояльны к любым нововведениям, которые помогут минимизировать риски на выплату страхового возмещения. Вопрос в том, насколько эффективным будет данное нововведение, повлияет ли это на стоимость ТС, насколько точна будет система и (как следствие) объективна будет в итоге оценка ДТП.

Если речь не идет о новом авто (которое будет поставляться со встроенным оборудованием), то возникает вопрос установки комплекса на ТС. Обязательна ли будет эта установка? Сможет ли автовладелец отказаться от дополнительного оборудования или деактивировать его? Изменятся ли при этом страховые тарифы по КАСКО/ОСАГО – ответы на все эти вопросы страховому сообществу пока не известны.

Гораздо лучше было бы иметь возможность использовать данное оборудование в «аренду» (а не навязывать его всем новым авто), при этом обеспечив тем, кто согласился на установку, бонусы (в виде скидки на покупку автомобиля или льготной ставки по автокредиту).

Такой подход позволил бы получить первые статистические данные по возможности дальнейшего расширения системы. Пока же остается ждать внедрения нововведений – будем надеяться, что опасения в данном случае напрасны, и оформлять небольшие ДТП действительно станет проще и удобнее.


Что ещё интересного по теме: Телематика, Big Data и смартфоны: как технологии меняют автострахование

Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу: