Автоклубы: как они появились

Представьте: лужайка, заставленная блестящими «Панар Левассор» и «Де Дион-Бутон». За рулем старинных автомобилей — люди в твидовых пиджаках с бутоньерками, в кепи и с моноклями. Это не сцена из «Доктора Кто», а встреча Antique Automobile Club of America — одного из первых автоклубов в мире, существующего до сих пор.

Когда автотранспорт перестал быть богемным развлечением и стал доступен массовой публике, начали появляться и первые автоклубы.

Они объединяли владельцев или любителей старинных автомобилей, фанатов какой-либо марки или даже отдельной модели, либо автомобилистов в целом (по какому-нибудь принципу). Иногда они нужны просто для того, чтобы люди могли собираться (в реальности или в интернете), обсуждать своё хобби и делиться любовью к транспорту. Другие клубы бывают более полезными — они открывают доступ к скидкам и удобствам, автомобильным сервисам и другим «фичам».

Любители старины

Любовь — одна из главных причин создания и существования автоклубов. Antique Automobile Club of America объединяет ценителей старинных автомобилей. Клуб появился в 1935 году в США — два участника дерби на старинных автомобилях были недовольны тем, как проводились гонки. Они собрали остальных водителей и потребовали встречи с организаторами дебри. Встреча прошла удачно, требования водителей были выполнены. Так начал своё существование Antique Automobile Club of America (AACA).

Клуб существует до сих пор, хотя его миссия и цели со временем изменились. Главная задача клуба — сохранять и любить автомобильную историю во всех её проявлениях. Это не просто номинальная организация, которая периодически проводит «сходки» участников.

AACA организовывает представительства в регионах, проводит гонки и выставки, поддерживает музей старинных автомобилей, выпускает регулярный журнал — в общем, занимается активной общественной и просветительской деятельностью. У клуба есть собственный корпус судей, которые на встречах и выставках, руководствуясь очень подробным гайдлайном, определяют, какие машины достойны получить статус старинных. При этом чтобы вступить в клуб не нужно владеть антикварной машиной — принимают всех ценителей автомобильной истории (кто готов ежегодно платить небольшую сумму — 35 долларов).

Есть и менее крупные организации, которые собираются из любви к старинным автомобилям. Другой американский клуб с такой задачей — Vintage Motor Car Club of America (совсем недавно сменивший историческое название Veteran Motor Car Club of America), организованный 12 любителями автомобильной истории в 1938 году. Специализация этого клуба — туристические путешествия на старинных автомобилях. А ещё организация более 75 лет выпускает журнал The Bulb Horn.

Любители классики

Когда клубное движение только зарождалось, клубные организации были менее открытыми, и вступить в них было сложнее, чем сейчас: они не только объединяли похожих людей, но и исключали из сообщества людей непохожих.

Те, кого не принимали в традиционные автоклубы (каковым был, например, AACA), часто создавали собственные сообщества.

The Classic Car Club of America был организован в 1951 году. Его создали водители и любители Cadillac и Packard 20-30-х годов выпуска —  машин, считавшихся «слишком современными». Тогда их не допускали до участия в сходках и выставках старинных автомобилей. В первый год существования клуба в нем было всего 25 человек. Сейчас в клубе несколько тысяч участников.

Спасатели и лоббисты

Немецкий автоклуб ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club) существует с 1903 года. Тогда он создавался с целью лоббирования интересов автомобилистов. К 1905 году клуб насчитывал более 10 тыс участников. У клуба своеобразная судьба: на фоне исторических событий он закрывался, сливался с другими клубами, а потом вновь отделялся и восстанавливался. В 1946 году его вновь открыли на территории Баварии, а после и на оккупированных Францией и США территориях. В 1954 появился ADAC Straßenwacht —  так называемые «желтые ангелы», сервис, который помогает автотуристам на территории Германии. В 1970 году вместе с пожарными и армией ADAC организовали вертолетную спасательную службу. В 1990 году в клубе было 10 млн. Сейчас в ADAC более 19 млн участников.

ADAC больше напоминает национальную автомобильную корпорацию, чем клуб. Его миссия — репрезентация и популяризация автомобильного вида транспорта и автотуризма. ADAC оказывает своим членам много услуг и сервисов — самостоятельно или через аффилированные компании.

«Желтые ангелы» превратились в полноценную национальную сервисную службу: в парке ADAC более 10 тыс автомобилей. Есть даже фургоны, служащие настоящими передвижными гаражами — они могут починить поломку средней сложности прямо на месте. В вертолетном парке клуба 44 машины: они распределены по стране и до любой точки страны один из вертолетов может долететь за 15 минут. Они оказывают скорую медицинскую помощь пострадавшим крупных автомобильных авариях.

У ADAC даже есть собственные самолеты — они вылетают в любую точку планеты, если привилегированным членам клуба или тем, кто покупает у ADAC соответствующую страховку, нужна помощь. ADAC Klassik — отдельное подразделение ADAC, которое занимается только сохранением автомобильной истории и поддержкой любителей старинных автомобилей.

Не забывает ADAC и о просветительской деятельности: клуб выпускает Motorwelt, крупнейший автомобильный журнал в Германии (более 13 млн читателей), печатает карты автомобильных дорог (с оценкой из безопасности и качества). Периодически клуб организовывает дорожные патрули, чья задача — оценить качество дорог.

Ещё ADAC организует «Оскар для автомобилей» — каждый год организация проводит голосование среди своих членов и выбирает «Машину года». Это мероприятие почти мирового масштаба — на него съезжаются представители всех крупнейших автомобильных концернов и дилеров.

Такие старинные клубы часто становятся довольно авторитетными. Они проводят исследования, которые цитируют автомобильные СМИ, к ним прислушиваются дилеры и автопроизводители. Например, когда китайские автомобили провалили краш-тест проведенный ADAC, объем их импорта в Германию заметно снизился.

ADAC — организация, которая обладает большой властью в глазах общества, автомобильного рынка и правительства. Их главная цель — лоббирование прав автомобилистов. С такой позицией неудивительно, что «Желтый ангел» периодически оказывается в центре скандалов. Один, например, был связан с тем, что ADAC якобы подделал результаты «Оскара для автомобилей» в 2014 году, обеспечив победу Volkswagen’s Golf. Другой громкий скандал — публичное несогласие клуба с предложенным правительством налогом для иностранцев, пользующихся немецкими дорогами.

В этом плане у ADAC очень размытая роль — «Желтый ангел» одновременно и служба спасения, и издательство, и страховая компания, и лоббист, и компания, которая получает членских взносов более чем на миллиард евро в год.

В это время в России

Крупнейшие российские автоклубы появились не так давно (по сравнению со старейшими европейскими и американскими), и в основном они стремятся следовать логике организации ADAC. В 1994 году появился автоклуб «Ангел» (даже в названии и цветовой айдентике клуба проглядывает калька с немецкого предшественника).

Это первый московский автомобильный клуб, который действует на территории Москвы и области. У клуба есть автомобили, которые могут оказать техпомощь попавшим в беду автовладельцам-членам клуба, и эвакуаторы. Кроме того, членство дает скидки у большого количества партнеров клуба.

В России также много клубов, объединяющих водителей, любителей или просто интересующихся определенными автомобильными брендами: например, клуб фанатов Nissan, Шкода Клуб, BMW Club и так далее. Такие клубы могут почти не выходить за рамки интернета, где энтузиасты, составляющие редакцию сайта, публикуют новости, спецификации, фотографии и предложения по покупке-продаже. Члены клуба могут рассчитывать на скидки у партнеров организации.

Автомобильные клубы — интересный феномен. Это хороший пример организации людей на фоне общих интересов (например, любви к старинным автомобилям или определенным маркам) и необходимости решения общих проблем (которые появляются у всех владельцев автомобилей).