Журнал insurance Team
Что и как с автозапчастями
Взять и поднять эту индустрию предложили наши регуляторы. Кто-то уже восстанавливает детали, а похожие законы действуют как минимум в Европе
Ремонт в условиях санкций

Ситуация с автозапчастями в России до сих пор находится в подвешенном состоянии. С одной стороны, работают схемы параллельного импорта, а некоторые автопроизводители возобновляют поставки деталей на рынок. С другой — подобные инициативы покрывают не более 10–15% реально необходимого количества запчастей.

Проблема особенно заметна в сегменте коммерческого транспорта. По оценкам РСА, со сложностями в ремонте в ближайшем будущем столкнуться почти миллион коммерческих грузовиков и автобусов.

Тенденции находят отражение и в страховой сфере. Из-за отсутствующих запчастей и высокой стоимости ремонта СК все чаще отказываются восстанавливать автомобили клиентов по автогражданке. Проблема приобрела такие масштабы, что в Госдуме предложили отменить ОСАГО до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Конкретно это радикальное решение не нашло поддержки в сообществе автомобилистов и страховщиков. Однако депутаты выдвинули еще одну инициативу, которую встретили с гораздо большим энтузиазмом.

Взять и поднять

Предложение следующее: поддержать на государственном уровне индустрию по восстановлению бывших в употреблении запчастей. Она должна снизить зависимость российского рынка от зарубежных поставок. Да и ремонт комплектующих обходится вполовину дешевле, чем производство новых.

Депутаты хотят внедрить новый порядок утилизации машин с сохранением годных запчастей. Задачами по «переработке» будут заниматься местные и зарубежные автопроизводители. Их также хотят обязать раскрывать сервисную и техническую документацию по машинам. Чтобы обеспечить контроль за качеством восстановления, предлагают ввести специальную маркировку (порядок которой пока туманен).

Замечу, что отдельную работу придется провести и в сфере страхового законодательства. Сейчас станции ТО не могут использовать б/у комплектующие по закону. Появление нового источника запчастей позволит им быстрее направлять автомобили на ремонт. Хотя здесь остаются вопросы к безопасности эксплуатации таких авто — их озвучивали даже в Центробанке.

Мнения разные

Вообще идею запуска индустрии по восстановлению б/у деталей обсуждают не первый раз. В прошлом году Центробанк выступил резко против легализации такого ремонта по ОСАГО из-за возможной угрозы безопасности движения. Однако в этом году регулятор смягчил позицию и допустил переиспользование запчастей при условии соблюдения отраслевых стандартов безопасности (их еще необходимо разработать).

Действующие авторазборщики отмечают, что уже сейчас десятки компаний ремонтируют старые запчасти с целью их дальнейшей перепродажи. Но поддержка со стороны государства сделает производство восстановленных комплектующих по-настоящему массовым явлением.

Независимые специалисты тоже убеждены, что идея восстановления запчастей вполне жизнеспособна. Но они считают необходимым составить «белый список» деталей, разрешенных к восстановлению. Повреждения бамперов, крыльев и капота не препятствуют возможности эксплуатировать автомобиль, поэтому отремонтированные элементы кузова не будут представлять опасность на дороге [к слову, именно их нехватка привела к увеличению числа отказов в ремонте по ОСАГО в конце прошлого года]. Но можно ли сказать то же самое об элементах рулевого управления или системах торможения?

Хотя эксперты все же опасаются продолжения роста числа автомобильных угонов. Если б/у комплектующие начнут использовать массово, они станут лакомым кусочком в глазах злоумышленников.
Фото: Nina Mercado
Хотя некоторые аналитики все же считают предложение депутатов одноразовой мерой. Она поддержит сервисные станции в трудный период, но не более. В то же время страховые получат возможность легально занижать выплаты по страховым полисам. Они уже так поступали, когда им разрешили использовать запчасти-аналоги для ремонта.

Где уже ремонтируют

В целом индустрия б/у запчастей существует во многих западных странах. Она является частью экономики «замкнутого цикла». В Евросоюзе с 2005 года действует закон, который допускает ремонт автомобилей подержанными запчастями, если они не входят в черный список (подушки и ремни безопасности). Восстановленные детали могут закупать и устанавливать в том числе и страховые компании. Сейчас в ЕС пытаются на законодательном уровне простимулировать переиспользование и переработку пластиковых компонентов авто.

Индустрия утилизации есть и в США, хотя и сталкивается с рядом серьёзных трудностей. Производители оригинальных запчастей не хотят сотрудничать с компаниями, занятыми в этой области. В частности, такой подход затрудняет обмен информацией о бракованных компонентах. Хотя ситуация может измениться в ближайшем будущем.